Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Нижегородская область
Законопроект суров, но это законопроект
4 декабря 2015
10 994
58
Законопроект суров, но это законопроект
В Москве сегодня обсудили законопроект "О регулировании риэлторской деятельности". Он предполагает, что риэлторы будут нести административную или уголовную ответственность за юридическую чистоту сделки. Для работы риэлтором придётся сдавать квалификационный экзамен коллегиальной комиссии Национальной ассоциации риэлторов, но перед этим придется получить юридическое образование.

В Москве сегодня обсудили законопроект "О регулировании риэлторской деятельности". Он предполагает, что риэлторы будут нести административную или уголовную ответственность за юридическую чистоту сделки. Для работы риэлтором придётся сдавать квалификационный экзамен коллегиальной комиссии Национальной ассоциации риэлторов, но перед этим придется получить юридическое образование.

Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Елена Николаева в ходе круглого стола, посвященного риэлтерскому бизнесу, рассказала, какие изменения ожидают участников рынка, для чего необходим  закон о риэлтерской деятельности и как будут реализованы положения этого законопроекта.

Кто такой риэлтор?

Николаева подробно остановилась на проекте закона о риэлтерской деятельности. В настоящее время в российском законодательстве понятие «риэлтор» просто отсутствует. Нет никаких нормативных актов на этот счет. В сети можно найти множество предложений по оказанию риэлтерских услуг, при этом там не указано никаких регистрационных данных или телефонов компаний. Неизвестно, кем является риэлтор — предпринимателем, юридическим лицом, частным лицом.

Необходимо описать, о чем идет речь законодательно внести в понятийный аппарат определения «риэлтор», «риэлтерская деятельность», «риэлтерские услуги», «специалист по недвижимости». Депутат сообщила, что в законопроекте предлагается рассматривать риэлторов как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а лиц, которые работают в компаниях оказывающих соответствующие услуги, называть специалистами в сфере недвижимости.

Авторы документа убеждены, что риэлторы должны вести не только посредническую деятельность, но и осуществлять юридическое сопровождение сделки при желании клиента.  Кроме того, они обязаны нести ответственность за юридическую чистоту сделки.

"Риэлтерские компании оказывают исключительно информационные услуги"

Николаева отметила, что изменения, которые были внесены летом в закон о регистрации сделок с недвижимостью, вызывают серьезные сомнения и опасения. Регистрация сделок с недвижимостью, согласно этому документу, не является государственным актом. Возникает вопрос: отстранение государства — это шаг в сторону защиты собственности или, наоборот, создание предпосылок, при которых эта собственность может быть изъята? Депутат также рассказала, что регистрационная палата при внесении данных в регистрационную систему не имеет возможности проверить легитимность сделки, если она была заверена нотариально. По ее мнению, это — разрушение системы, которая создавалась на протяжении последних 10 лет. В результате множество добросовестных приобретателей жилья могут столкнуться с проблемами после совершения сделки.

Николаева также подняла вопрос о том, имеют ли риэлторы доступ к реальной информации об объектах недвижимости, с которыми будут совершаться сделки.

Депутат утверждает, что в настоящее время официального, легального  доступа к истории того или иного объекта никто получить не может. Это значит, что риэлтерские компании и риэлторы сейчас оказывают исключительно информационные услуги и не несут совершенно никакой ответственности за достоверность предоставленной информации. Проблемы возникают у добросовестных приобретателей, когда сделка, которая проводилась при участии риэлтора и была заверена нотариусом, начинает оспариваться. Николаева отметила, что в 2014 году по 20% сделок шла процедура оспаривания. Большинство из этих сделок были признаны недействительными.

Необходимо разрабатывать стандарты качества

По мнению депутата, профессиональное сообщество уже достаточно состоятельно в сфере оказания риэлтерских услуг. Необходимо разрабатывать стандарты качества, следовать им и контролировать их выполнение. Эту функцию не нужно возлагать на государство. Само профессиональное сообщество хорошо знает рынок и может лучше справиться с этой задачей.

Николаева также рассказала о новых требованиях, которые будут предъявляться к риэлторам. Специалистом в сфере недвижимости может быть лицо с оконченным высшим экономическим или юридическим образованием, сдавшее квалификационный экзамен для присвоения статуса специалиста по недвижимости. Для оказания риэлтерских услуг нужно обладать соответствующими знаниями в области права и экономики. Поэтому было решено ввести обязательные квалификационные экзамены для риэлторов. На базе будущей Национальной Ассоциации риэлторов планируется создание коллегиальной комиссии, которая будет принимать эти экзамены. Лиц, не прошедших аттестацию, не будут допускать к риэлтерской деятельности.

Напоминаем, что у нас на сайте проходит опрос, посвященный законопроекту, также появляются первые записи в блогах участников круглого стола.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Могут подойти
58 комментариев
1 февраля 2016, 14:06
Задача законопроекта - любой ценой удушить малые АН, оставить Гильдию, которая разрешит работать еще десятку - двум АН, которыми, в свою очередь, руководят члены Гильдии. Это - не некомпетентность, это - заговор. Для реализации цели можно придумать любую лабуду: высшее юридическое, экзамены, наименования квалификаций под бла-бла-бла про юридическую чистоту, гарантии, страхование ответственности, доступ к информации и прочую клюкву. Некомпетентные лоббисты.
Ответить
461/50 000
0/50 000
10 декабря 2015, 11:40

По аналогии с проектированием (второе направление деятельности организации, которой я руковожу в настоящее время), вижу следующее. Тех, кто останется на рынке загонят в СРО с вступительными и страховыми взносами (Как же, из суммы страховых взносов должны покрываться риски!!! Одна организация не в состоянии этого обеспечить). Страховые лежат на счету вечно, более того, под самые минимальные проценты. Так как СРО некоммерческая организация и не может извлекать прибыль. На прибыль (проценты) СРО платит высокие налоги. Далее, чтобы стать членом СРО, сотрудники организации должны иметь соответствующее образование, как минимум 3 человека . В нашем случае ЮРИДИЧЕСКОЕ и ЭКОНОМИЧЕСКОЕ (БРЕД, ). И как и в СРО, надо будет подтверждать знания периодическими квалификационными экзаменами. Ну что, объединяемся в некие новые структуры, заключаем фиктивные трудовые договора с юристами, покупаем за них корочки, получаем возможность заниматься риэлторской деятельностью. На мой взгляд важно, что последует за этим. Показательные процессы... Просто отъем денег у населения... Государственная регистрация и нотариальное удостоверение договора ничего не значат,ведь так? Итог: вакантна покупаемая за деньги, должность козла отпущения.
Ответить
1 241/50 000
0/50 000
10 декабря 2015, 11:39
Полностью согласна со всеми комментариями. В свое время была начальником отдела продаж (вторичный и первичный рынок), фирма была членом РГР (Российской гильдии риэлторов), другие к экзаменам не допускались, сдавала экзамены по Москве и Московской области. Да-да, только несколько (не помню от 3-5) свидетельств давали право фирме работать на рынке в определенных регионах. Несколько лет назад некий мэтр, покупающий у моих клиентов скромную однокомнатную квартиру, гордился тем, что участвовал в составление аттестационных билетов! К моему стыду, мне пришлось признаться, что я исправляла в них ошибки. Все повторяется.
Ответить
626/50 000
0/50 000
Олег Семенов
10 декабря 2015, 02:30
По поводу нового законопроекта соглашусь, что его нужно разрабатывать, что надо совершенствовать закон о риэлторской деятельности.
Но почему надо идти неизведанным путём, набивать шишки. Можно взять за пример страны, которые пользуются законами в недвижимости более нескольких веков. А у нас только 24 года, когда прошла приватизация.
Но не согласен, что риэлтор должен стать юристом. Чтобы проверить документы на квартиру, это роль юриста, а не риэлтора. Роль агента по недвижимости в том, чтобы свести покупателя и продавца, помочь им договориться о цене, сроках и других условиях сделки.
То есть, две основные функции риэлтора - это маркетинг, поиск покупателей, поиск продавцов и переговоры.
И не надо никаких ВУЗов. В некоторых странах достаточно пройти учебу 45 часов, сдать госэкзамены и получить лицензию. С этой лицензией агент идёт устраиваться в какое нибудь агенство. И все! После двух лет успешной работы, совершив определенное количество сделок и набрав определенное количество баллов, агент может идти на повышении квалификации, проучится ещё 45 часов, сдать госэкзамен и стать риэлтором. После этого имеет возможность открыть своё агенство недвижимости и нанимать агентов, либо продолжать работать в старом агентстве, но уже в качестве риэлтора с соответствующей зарплатой.
Не нужно изобретать велосипед, он изобретён уже 200 лет назад.
Ответить
1 383/50 000
0/50 000
9 декабря 2015, 19:25
Вижу два пути:
первый - пойти по пути Русфинмониторинга (наверное все уже встали на учет), это онлайн обучение с выдачей свидетельства и необходимостью регулярно проходить его повторно, регистрация в продобной организации, наличие личного онлайн кабинета, регулярная отчетность по сделкам, регулярные взносы и платежи, электронные подписи и т.д., в дополнение к этому возможна будет введена законодательно обязанность граждан совершать сделки с участием риэлторов, это полностью исключит сокрытия доходов риэлторами, так же законодательно установят размер комиссии (за рубежом такая практика есть от 1 до 4 % законом)
Второй путь - это укрупнение участников рынка и соответственно и уменьшение их количественно. Контролировать поступление налогов у 50 крупных фирм проще чем у сотни тысяч мелких и частных контор.
Введут какой нибудь обязательный резерв несколько миллионов рублей или десятков, количество сотрудников чтоб не менее 10, еще что нибудь. В этом случае регионы могут высказать протест. Крупные фирмы придут из крупных городов в регионы, но налоги то они будут платить у себя. Поэтому первый вариант, мне кажется, более предпочтительным. Но мы живем в России. Соберутся десяток московских контор, пролоббируют в думе закон и будем мы с вами работать на них.
Ответить
1 287/50 000
0/50 000
Олег Волков
9 декабря 2015, 19:47
К сожалению, соглашусь с Алексеем
33/50 000
Олег Семенов
10 декабря 2015, 02:05
"Контролировать поступление налогов у 50 крупных фирм проще чем у сотни тысяч мелких и частных контор".
Алексей, Вы что, подсказываете им какой выбрать путь?
Исчезнет средний класс, исчезнет и путь к развитию общества.
Для примера: в Германии 85% мелких пекарен выпекают хлебобулочные изделия для всей страны. У нас в Москве 450 пекарен и всего лишь 28 хлебозаводов.
Конечно, легче контролировать 50 крупных компаний, но здесь вопрос социальный.
И конечно Вы намного загнули по количеству фирм, их не сотни тысяч. В Москве количество риэлторов в агентствах и частых риэлторов вместе взятых всего 55 тысяч.
633/50 000
9 декабря 2015, 19:25
Думаю, что государство заботится не о гражданах в первую очередь, а о налоговых поступлений. Кто не знал, думаю будет интересно узнать, что в 2014 году, если исключить нефтегазовый сектор, то в реальном секторе экономики по денежному обороту риэторский бизнес занял второе место после ритейлеров, обогнав тем самым промышленное производство. Теперь становиться понятным повышенный интерес чиновников к этой проблеме. Не секрет, что абсолютное большинство сделок с недвижимостью происходит с помощью риэлторских и строительных компаний и есть статистика средней агентской комиссии по регионам и количества самих этих сделок. думаю, что они сильно расходятся с налоговой отчетностью и налоговыми платежами. В связи с этим и вижу цель государства усилить контроль и администрирование в этой сфере.
Ответить
801/50 000
0/50 000
денис
9 декабря 2015, 18:33
По защите потребителя-можно просто обязать при оказании риэлторской услуги заключать договор оказания услуг в ППФ.
Кстати, если читали договора оказания услуг, которые заключают граждане с Агенствами Недвижимости, почему то ничего нет про юридическую чистоту. Хотя там сидят профессиональные юристы, имеющие дипломы, аттестаты и т.п. Но что то не торопятся они взвалить на себя за это ответственность. Могли бы задать тон и цивилизовать рынок. Интересно почему?
Ответить
471/50 000
0/50 000
Ирина Светлова
9 декабря 2015, 19:08
что касается договоров с важными АН. Было дело, сидела со своим юристом в кабинете у Шломы на "примирительной" комиссии по вопросу возвращения моему клиенту аванса за нечистоплотно оказываемые услуги...... Долго "переговаривали". А когда мой юрист спросил: "А почему вместо Авансового соглашения, где прописывается факт принятие денежной суммы от клиента, у Ваши коллеги выдали Обязательство о выплате эквивалентной суммы в случае не ..."? - Ответ был после короткой паузы: "Вы правы. Сейчас Вам вернут эту сумму". .........
Вот так регламентируются отношения с потребителями в Очень Важных АН, порой.... Надеюсь, что в немногих............ :-)...
666/50 000
Олег Семенов
10 декабря 2015, 01:07
Почему так высоко пришлось идти, чтобы забрать аванс? Наверное аванс был не маленький!
Я бы вообще прописал с ними залог в виде задатка и на сумму, с которой соскочить накладно. И ещё прикрепить предварительным договором. Недавно увели клиента, сделал для себя вывод. Какой? Правильно, угадали.
302/50 000
денис
9 декабря 2015, 18:27
Риэлторская услуга- просто УСЛУГА по ГК. Есть качественное/не качественное оказание услуги. Зачем они городят огород?
Ваше мнение?
1. Лоббирование интересов крупных АН?
2. Самопиар( см. информацию о Николаевой в ветке Александра Мальцева)?
3. Другое? Попробуйте сформулировать для чего это. Не пишите защита клиента-для этого есть ГК, УК, закон о защите прав потребителей.
Ответить
393/50 000
0/50 000
9 декабря 2015, 16:45
Мне уже почти 60 лет (это, кстати, средний возраст риэлтера в США). Высшее (не юридическое и не экономическое) образование. В недвижимости уже более 20 лет. Переучиваться уже поздно. Но ведь когда-то я уже учился на специальных риэлтерских курсах при Правительстве Москвы, сдавал экзамены. И по сей день получаю Аттестат о добровольной сертификации при Московской Ассоциации Риэлтеров. Мне что теперь в подполье уходить ?
Ответить
425/50 000
0/50 000
Олег Семенов
10 декабря 2015, 00:56
Что то Вы загнули по поводу среднего возраста риэлтора в США - 60 лет! Средний возраст риэлтора в Америке - 35 лет. А в 60 лет становятся либо президентами или вице-президентами, либо занимаются внуками и здоровьем.
Никуда Вам уходить не надо, ни в какое подполье. У МАРа высокий статус, так все и останется, не беспокойтесь.
332/50 000
Ирина Светлова
9 декабря 2015, 16:23
Лучше бы эти законодатели рассмотрели вопиющие последствия с продажами долей. Вот где разгул криминала. Какую-то доп. комиссию надо создать, решение которой обязательно перед сделкой. А то - что ни день, то тв-передача о чёрных - а-ля-риэлторов (штоп их ...!!!), ставшими соседями по 1/25 -ой бедного неимущего пенсионера.
Ответить
329/50 000
0/50 000
Сейчас обсуждают
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости