Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Нижегородская область
Законопроект о создании жилфонда: помощь многодетным или тупик для первичного рынка?
6 июля 2015
13 355
15
Законопроект о создании жилфонда: помощь многодетным или тупик для первичного рынка?
Проект закона о создании фонда жилищной поддержки многодетных семей, который, как предполагается, должен вступить в силу с 1 января 2016 года, вызывает спорные суждения у экспертов рынка, риэлторов и застройщиков. Кто-то, возможно, с облегчением увидел в идее надежду на улучшение условий больших семей. Но все же большинство специалистов настроены скептически и считают подобную инициативу очередной профанацией, которая потенциальным участникам проекта ничего хорошего не принесет.

Законодательная инициатива депутатов фракции «Справедливая Россия» наделала много шума в отрасли недвижимости. Проект закона о создании фонда жилищной поддержки многодетных семей, который, как предполагается, должен вступить в силу с 1 января 2016 года, вызывает спорные суждения у экспертов рынка, риэлторов и застройщиков. Кто-то, возможно, с облегчением увидел в идее надежду на улучшение условий больших семей. Но все же большинство специалистов настроены скептически и считают подобную инициативу очередной профанацией, которая потенциальным участникам проекта ничего хорошего не принесет. Да и примут ли вообще законопроект, к которому столько вопросов со стороны социума?

После ознакомления с пояснительной запиской к законопроекту поначалу складывается очень положительное впечатление. Создание жилищного фонда, на первый взгляд, выглядит абсолютно логичной идеей, что даже кажется странным – почему до этого не додумались раньше.

Механизм поддержки довольно простой. Семьи, в которых третий и более ребенок родится или будет усыновлен после вступления закона в силу, получат право претендовать на бесплатную квартиру из фонда. Причем получить жилье от государства смогут даже родители-одиночки, на попечении которых также будет три и более ребенка.

Но не все так просто. Рассуждая о практической реализации закона, возникает все больше вопросов. Например, Василий Сентизов, руководитель отдела продаж агентства недвижимости «Надежда» (Санкт-Петербург), в целом относится положительно к подобной инициативе, однако при этом подвергает ее вполне оправданной критике, называя его «скоропалительным» и «необдуманным», а также «требующим серьезных доработок»:  «Действительно, поддержка нужна многодетным семьям, и такая программа может помочь многим решить квартирный вопрос – но! Но думаю, законопроект не примут, так как ничего для этого не готово. Во-первых, многие многодетные семьи могут остаться «за бортом» данного закона, так как на момент его принятия уже будут являться многодетными.  А это значит, что появятся недовольные стороны. Во-вторых, мы не знаем, какое жилье они получат, от каких метражных нормативов будут отталкиваться законодатели».

Также после прочтения информации о законопроекте возникают вопросы: кто будет распределять квартиры и, естественно, контролировать этот процесс, где гарантия, что переданные в фонд квадратные метры не уйдут «налево», а достанутся нуждающимся?

Как остаться добросовестным застройщиком?

Другая сторона потенциальной проблемы – требования к строительным компаниям, которые предъявляет будущий закон. В планах депутатов – обязать застройщиков, кроме занятых на крупных госзаказах, отдавать в фонд по 3% квадратных метров от каждого строящегося дома. Эти-то квартиры и будут распределяться среди многодетных семей. Крупные строительные компании особо не переживают по этому поводу.

Так,  Софья Лебедева, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-Новостройки», считает, что застройщик может пожертвовать на социальные цели такое количество квартир без ущерба для собственной выгоды: «Можно произвести простой расчет. При общей площади квартир в новостройке, равной 14 тыс. кв. метров, застройщик должен будет отдать Фонду всего 420 кв. метров. При норме в 17 кв. метров на человека и количестве членов семьи не менее пяти, метраж квартиры должен быть от 85 кв. метров. Следовательно, застройщик такой новостройки должен передать Фонду всего пять квартир площадью от 85 кв. метров. К тому же после сдачи новостройки в эксплуатацию именно квартиры больших площадей задерживаются в экспозиции на более длительный срок. В законопроекте указано, что к 1 января 2016 года Правительство РФ должно определить регламентацию деятельности Фонда, а также перечень застройщиков и требования к ним. На данный момент без таких конкретных данных невозможно предположить изменения на уровне региона или города».

У игроков рынка среднего масштаба такое требование вызывает удивление и шок, особенно при условии, что отказаться от передачи квартир в фонд нельзя, иначе есть риск угодить в реестр недобросовестных застройщиков. По мнению экспертов рынка, такое условие окажет отрицательное влияние на ценовую политику первичного рынка недвижимости.

Василий Сентизов считает, что стоимость переданных в фонд квартир для многодетных семей застройщики будут включать в стоимость других квартир: «Застройщики у нас – не благотворительные фонды, им нужна выгода. Представим, что ежегодно некая строительная компания вводит по 50 000 кв. м. Соответственно, она должна передать в жилфонд 1 500 кв. м. Если взять за среднюю цену квадратного метра в 50 000 рублей, получится 75 млн рублей недополученной выручки. Интересно, чем застройщик будет возмещать данные деньги? А если застройщик сдает в год  100 000 кв. м и более, и цена каждого квадратного метра не 50 000, а все 100 000 рублей? Уверен, все эти деньги будут возмещать за счет других граждан. Чтобы этого не произошло, нужно заинтересовать застройщиков выгодой, а не грозить пальчиком. Мы же живем в условиях рынка, и должны предлагать друг другу взаимовыгодные партнерские отношения».

Законопроект приведет первичный рынок в тупик?

Рассматривая другие аспекты законопроекта, аналитики и вовсе приходят к выводу о нежизнеспособности будущего закона. В частности, критике подвергается и мера наказания для застройщиков, отказывающихся выполнять 3%-ные «взносы» в фонд. Василий Сентизов считает, что  такие «недобросовестные» застройщики без клиентов не останутся, так как покупатели будут понимать прекрасно, откуда взялся такой ярлык: «Вряд ли дольщики, пайщики и инвесторы захотят оплачивать квадратные метры для чужих людей. Отсюда вывод, что списками недобросовестных застройщиков наш народ не напугать. И как потенциальный дольщик, я тоже не хочу за кого-то платить и тратить лишний рубль из честно заработанных мною денег, т. е. пойду к «недобросовестному» застройщику».

Дальше – больше. Если добросовестные застройщики, как и ожидается, поднимут цены на первичные объекты, то, с одной стороны, это может сделать рынок вторичной недвижимости привлекательным в плане цен. Однако, как считают эксперты, это будет временным явлением, так как через некоторое время подъем цен на первичном рынке может спровоцировать также рост цен и на обжитые квартиры. Получается, что стремление народных избранников сделать доступными квартиры для одной категории граждан сделает их менее доступными для всех остальных.

Светлана Матвеева, заместитель генерального  директора по правовым вопросам «МИЭЛЬ - Сеть  офисов недвижимости»: «Обязанность внесения специальных взносов в фонд жилищной поддержки может повлечь увеличение стоимости жилья в новостройках для граждан, так как расходы застройщик будет компенсировать за счет продаж. Принятие данного законопроекта может вызвать рост цен и на вторичном рынке недвижимости, ведь приобретая квартиру в новом доме по более высокой цене (в случае, если застройщик постарается компенсировать расходы за счет покупателей), при возможной дальнейшей продаже владелец квартиры также будет просить за нее уже более высокую стоимость».

А рассуждая еще глобальнее, Светлана Матвеева обращает внимание на создание дополнительного барьера для возможности получения разрешения на строительство – из законопроекта следует, что разрешение будет возможным к получению только после предоставления документов, подтверждающих внесение взносов.

Тимур Нигматуллин, аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ», также считает, что принятый закон достаточно резко и значительно усилит фискальную нагрузку на компании сектора: «По моим оценкам, общероссийский строительный рынок в номинальном выражении с начала года демонстрирует снижение примерно на 10% г/г. Таким образом, после нововведения падение может принять обвальный характер и объемы вводимого жилья кардинально сократятся на многие годы. Помимо негативного влияния на сектор, стоит отметить непродуманный механизм распределения недвижимости с точки зрения стимулирования рождаемости. В ряде случаев семьи не нуждаются в улучшении жилищных условий, что делает весь механизм неработоспособным. На мой взгляд, гораздо более эффективным методом поддержки многодетных семей явилось бы субсидирование процентных ставок по ипотеке и передача в пользование участков земли из госсобственности. Я не думаю, что данный законопроект будет принят в текущем виде».

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
15
Могут подойти
14 комментариев
Ирина Валентиновна
11 июля 2015, 09:52
Может по аналогии сравним с итогами материнского капитала??
скопировано с сайта ВСЕ ДЕЛА : http://www.vsedela.ru/index.php?topic=2794.0
О какой рождаемости среди КОРЕННОГО населения может идти речь, если НЕТ медицины, образования.........
выборы, выборы......
Ответить
282/50 000
0/50 000
Вячеслав
9 июля 2015, 09:38
А я считаю что законопроэкт хороший. Он позволит многим гражданам улучшить свои жил. условия. Также увеличится рождаемость - это здорово. Надо вообще делать так за одного ребенка двушка,за второго- трёшка, за третьего если разнополые,- четырёшка. И вообще нашему государству нужно самому строить дома для таких семей а не выклянчивать у застройщиков. Нужно вкладывать свои нефте доллары в это дело. И вобще господа коллеги риэлторы опомнитесь наш рынок держался на советском наследии его становится всё меньше с каждым годом. Платёжеспособность падает. Этот закон призыв к действию, хочешь жить в трёшке роди троих. Так же это относиться к усыновлённым детям. Это здорово. Не нужна кабала в виде ипотеки.
Ответить
707/50 000
0/50 000
20 июля 2015, 13:06
Вячеслав, Вы видимо летаете в облаках, квартиры то не всем подряд раздавать будут, а только нуждающимся, большой вопрос, кто и как будет это учитывать. Дети конечно хорошо, но нужны и перинатальные центры, и сады, и школы для них, также инфраструктура. Согласна с тем, что нужно поддерживать многодетные семьи, лучше бы выдавали сертификаты на покупку жилья за третьего и последующих детей в сумме от 1,5 млн. рублей, естественно, индексируя сумму в разных регионах, тогда бы видна была помощь государства.
Я например, рожала второго ребенка не из за мат.капитала, и третьего люди рожают сейчас как правило понимая, смогут ли они всех поднять на ноги, речь конечно о здравомыслящих людях.
695/50 000
Денис
8 июля 2015, 15:54
Сначала снизить надо социальную нагрузку на проекты т.е. сады школы поликлинники и.т.д. Нельзя все социальные тяготы страны пороженной до костей сырьевой - придаточной экономикой и либерально - олигархической элитой консолидированной возле президента взвалить на застройщиков. В настоящее время и так тяжело привлечь органам местного самоуправления инвесторов. Закончиться все очень плачевно, застройщики убегут, а люди в свою очередь будут лишены средств на приобретения в следствии повышения себестоимости квадратного метра. Всех надо метлой гнать. А то сидят так клоуны законы принимают.
Ответить
593/50 000
0/50 000
8 июля 2015, 17:38
еще не приняли, да и очередной эсеры решили блеснуть. Думаю в данном случае я буду в будущем выбирать между теми партиями, которые проголосуют против этого "сырого" законопроекта
179/50 000
Евгений
9 июля 2015, 00:50
Василий, Вы так рассуждаете, словно мы в какой-то нормальной стране находимся. "Голосуй - не голосуй, всё равно получишь ПУЙ", всё же очевидно :))
А клоуны-то уже потихоньку репетируют свои номера в очередном цирковом представлении :)))
Вот, очередной темой для шуток и кривляний стало бесплатное жильё для многодетных семей.
335/50 000
С какой стати государство лезет в карман строителям, обременяя их такой пошлиной? Строители конечно не агнцы беззащитные и часто наживаются на дольщиках прилично, закладывая астрономические прибыли. Но во-первых не все, во-вторых в какой-либо другой стране мира есть такое, чтобы депутаты решили и начали драконить чей-то бизнес?
Ответить
329/50 000
0/50 000
8 июля 2015, 17:36
не забываем, скоро выборы, не важно примут или нет, главное кричать погромче про свой закон
91/50 000
8 июля 2015, 18:14
Строители закладывают цены такие, чтоб довести свои объекты до финиша. В Санкт-Петербурге это по стоимости видно, кто строит, а кто деньги отмывает. А закон этот еще большую нагрузку даст на порядочных застройщиков, а с непорядочных как не было спроса, так и не будет.
268/50 000
8 июля 2015, 12:27
это лишь популистский закон, ведь грядут выбору в 2016 году, надо начать уже набирать очки и показывать народу, какие они хорошие депутата, а остальные плохие, ведь такой хороший закон забраковали
Ответить
197/50 000
0/50 000
поли
8 июля 2015, 12:04
идея хорошая,но мне кажется его не примут...строительные компании взбунтуются)
Ответить
79/50 000
0/50 000
7 июля 2015, 22:46
Идея абсолютно правильная, на все 100%. Только вот как она будет реализована...Дети это есть будущие граждане. И если государству нужны граждане, то государство не декларирует, а реально поддерживает своих граждан( под гражданами я понимаю людей имеющих гражданство Российской Федерации, исправно платящих налоги и не явлющимися социально неблагополучными). Меры поддержки должны быть адекватны вкладу граждан в государство. Тогда у нас будут действительно нормальные граждане, приносящие пользу своей стране.
Поддержка. которую оказывает государство на сегодня....мизерные детские пособия. материнский капитал. это конечно хорошо...Но этого мало, да и что такое мат.капитал в 400т. руб для нормальной семьи? НИЧЕГО, Капля в море. Зато этот мат. капитал стимулирует рожать малоимущих, для большинства которых дети и не сильно нужны и которые не могут им ни воспитания, ни образования дать. Соответственно на выходе мы получаем много необразованных людей толку от которых мало. а проблем много.
Ответить
1 006/50 000
0/50 000
ID: 5120414
8 июля 2015, 13:08
Согласна с каждым Вашим словом, даже добавить нечего.
53/50 000
6 июля 2015, 20:36
В крупных городах это явно не сработает..Отмажутся некой суммой на детей..На сегодняшний день в Ленобласти выдано несколько сертификатов для многодетных,у которых родились тройни.Сумма по сертификату - 3 млн,но пристроить его проблематично.Нужно выдержать норматив метража,использование в Ленобласти и только на вторичном рынке...Это делает практически нереальным улучшение жилищных условий.
Ответить
393/50 000
0/50 000
Сейчас обсуждают
Материнский капитал и признание сделки ничтожной
Добрый вечер, такая ситуацияПокупали квартиру у человека вроде все прозрачно, но он покупал у человека который жена сделала ему доверенность на продажу и там был задействован мат капитал но это не было указано в доверенности, человек не проверил и мы тоже не знали про эту ситуацию, через 5 лет женщина подает в суд на то что муж продал квартиру и якобы он ей не дал деньги и она не знала что продалась квартира столько времени, требует отмены всех сделок и возвращение ей квартиру , КАК БЫТЬ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ, СПАСИБО
38
14
Как найти помещение под ресторан, кафе?
И тут ваши 300 помещений превратились в 150....300 помещений среднее количество объявлений величина эластичная но постоянная , откуда взялись изначально 300 объявлений ??? это кто то выставлял предыдущий период , но в тот же предыдущий период кто то арендовал выставленный лот и за место его появлялось новое предложение , в вашей логике ( не логике ) .. количество предложений новых не появляется .. ))) видимо совсем туго с арендаторами и тут опять , статьи про бери хватай .. вы хотя бы походите по торговым улицам , ТЦ .. с января там такая беда скачкообразный рост пустующих помещений .. сегодня у многих операционные расходы бизнеса (торговля услуги) не позволяют удерживать бизнес на плаву даже с нулевой ставкой аренды .
2
2
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости