Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Нижегородская область
Василий Павлов: «Спрос вышел на уровень до февраля 2022 года»
5 сентября 2023
10 045
19
Василий Павлов: «Спрос вышел на уровень до февраля 2022 года»
Что ждет рынок жилья после подъема ключевой ставки, что стало причиной резкого роста спроса на «вторичку» этим летом, почему цены на новостройки не снизятся, Циан.Журналу рассказал Василий Павлов, генеральный директор петербургского агентства недвижимости «Итака».
Коротко о главном в интервью:
  •  Повышение ключевой ставки закономерно. Это не последняя мера ЦБ для поддержки рубля.
  •  Ключевая ставка в 12% не критична для рынка.
  • Спрос на вторичном рынке жилья феноменально вырос за июль и август. Оснований ни для его резкого падения, ни для всплеска сейчас нет — он будет мягко снижаться. На первичном рынке резких изменений тоже ждать не стоит, поскольку льготную ипотеку продлят.
  • Основной удар от повышения ключевой ставки придется по «вторичке».
  • Если цены на новостройки не снизятся, часть покупателей пойдет на вторичный рынок, даже при высоких ставках.
  • Рост курса доллара, инфляция и понимание, что деньги стали быстрее обесцениваться, привели к росту спроса летом.
  • Хорошая инвестиция сегодня — покупка земельных участков.
  • ИЖС останется самым надежным и стабильным сегментом рынка.
  • Управлять крупным агентством, большим количеством сотрудников, невозможно без IT-структуры.
  • В ближайшие годы будет происходить укрупнение рынка. Возможностей конкурировать с мощными сетями у средних и тем более небольших агентств нет. 

Модераторами беседы выступили Светлана Данилова, главный редактор Циан.Журнала (С.Д.), и Михаил Посредников, коммерческий директор Циан (М.П.).

«Ставка в 12% не критична для рынка»

С.Д.: ЦБ поднял ключевую ставку до 12% годовых. Как изменится рынок, ипотека и как это повлияет на спрос?

В.П.: Наши клиенты не ожидали такого повышения ключевой ставки, да я и сам прогнозировал рост лишь на уровне 1,5 п. п. Внеочередное заседание ЦБ было вызвано резким ростом курса доллара. Но повышение ключевой ставки не является главным инструментом для борьбы с падением курса рубля. 

Я ожидал, что будет дополнительная мера — принуждение наших экспортеров к продаже валюты. Пока Центробанк этого не сделал, но, может, еще сделает. ЦБ не собирался бороться с курсом в 100 рублей за доллар только повышением ставки и не ждал снижения доллара ниже 90 рублей. 

Все, что происходит, — закономерно. Ставка в 12% не критична для рынка. Думаю, последует решение правительства об обязательной продаже части валютной выручки экспортерами. Это может реально опустить курс доллара.

Что мы имеем на сегодняшний день? Ключевая ставка должна была подняться и поднялась, цель — борьба с инфляцией. Ждать ли нового повышения 15 сентября — вопрос. На мой взгляд, ситуация неплохая: цены на нефть и газ высокие, экспорт идет, и дальнейшие действия ЦБ будут спокойными. 

К слову, до экстренного заседания был один момент, который мало кто заметил. Самый оперативный показатель на рынке недвижимости — спрос, и он феноменально вырос, в том числе и на вторичном рынке: в последние два месяца мы видели прирост по 15% в месяц. 

Мы фиксируем, что по спросу мы вышли на уровень до 24 февраля 2022 года. И причиной тому вовсе не заседание ЦБ и подъем ставки.

С.Д.: Будет ли обвал спроса в сентябре?

В.П.: Спрос в ближайшие дни еще будет держаться, быстрого падения мы не увидим, оно будет плавным. Оснований ни для резкого падения, ни для всплеска сейчас нет. Центробанк рационально и осознанно управляет ситуацией. Но повышать ключевую ставку дальше — неправильно, это затормозит многие процессы в экономике.

Итак, на «вторичке» спрос будет мягко снижаться, на первичном рынке резких изменений тоже ждать не стоит, поскольку льготная ипотека будет продлена. Именно она формирует спрос на новостройки.

«Покупатели пойдут на "вторичку"»

С.Д.: Что будет с ценами?

В.П.: По классике, если растут ставки по ипотеке, цены должны снижаться. Но это классика, а у нас реальная жизнь. В Петербурге цены на новостройки сильно завышены, продаются они плохо. Сильно растет количество непроданных новостроек. Снижать прайсы застройщики не могут: у них проектное финансирование банков. 

Поэтому даже повышение ключевой ставки не приведет к снижению цен на новостройки. А если цены на «первичке» не снизятся, часть покупателей пойдет на «вторичку», которая оказалась под влиянием высоких ипотечных ставок. 

Поэтому на «вторичку» мы увидим давление с двух сторон: цены гораздо ниже, чем на «первичке», — это плюс, но ипотека стала дороже — это минус.

Вообще, по выдаче ипотеки сейчас мы фиксируем рекордные цифры, но что интересно — в последнее время выдача субсидированной ипотеки росла медленнее, чем рыночной. 

В общем, основной удар от повышения ключевой ставки придется по «вторичке». Но с другой стороны — это отличный механизм для сбережения денег, и «вторичка» намного дешевле «первички». 

Те, кто бережет деньги и кому не нужна ипотека, покупают готовое жилье по 165–175 тыс. рублей за метр (фактические цены по реальным продажам), тогда как цены на «первичке» — 250 тыс. за метр. В результате, думаю, на рынке сохранится стабильность, спрос на «вторичке» не обвалится. 

В среднесрочной перспективе текущих изменений тоже недостаточно для обвала спроса. В итоге цены на «первичку» устоят, а «вторичка» останется и в цене, и в спросе. 

«Причина повышения спроса на “вторичку” — рост курса доллара и инфляция»

С.Д.: Почему спрос начал расти именно летом? Это же традиционно пора отпусков, расслабленности. Или это отсроченный результат окончания действия околонулевой ипотеки?

В.П.: Спрос на «вторичку» начал расти в июне. Не помню, чтобы кто-то из экспертов это предсказал. Этим летом стал резко расти курс доллара, причем в парадоксальной ситуации, при растущей цене на нефть. Население видело, как растет доллар, и решило, что надо вкладывать деньги в надежный актив — в недвижимость. 

О приумножении денег речи не идет, спекулировать сейчас не получится, потому что роста цен ждать странно, его сейчас никто не предсказывает. Второе — рост инфляции и рост денежной массы. 

Сочетание этих факторов — роста курса доллара, инфляции и понимание людей, что деньги стали быстрее обесцениваться, и привело к росту спроса летом. 

Повышение ставки до 12%, с одной стороны, подтолкнуло к покупке недвижимости — «беги, спасай деньги!» или «надо срочно покупать, раз мне уже одобрили по старой ставке». 

Но с другой стороны — растут и ставки по вкладам, многие решили переложить деньги на счета. Пока вдолгую побеждает покупка недвижимости. Но на горизонте полугода или квартала — депозит. Если ключевую ставку поднимут и в сентябре, желающих переложить деньги в депозиты будет еще больше.

Так что на первом месте в топе причин роста спроса на «вторичку» — рост курса доллара и инфляция. На втором месте — неоправданно высокие цены на новостройки.

полную версию интервью смотрите на нашем youtube-канале:


«Хорошая инвестиция сегодня — покупка земельных участков»

С.Д.: Инвестиции в недвижимость в России — это не история про приумножение денег. Максимум — сохранение или покупка «для ребенка»: пусть пока постоит, посдаю, потом будет жить сын, когда подрастет. Насколько такой механизм оправдан? Он кажется психологическим решением, но не математическим.

В.П.: Недвижимость как инвестицию использовать можно. Но не на первичном рынке: такие инвестиции сейчас стали бессмысленны. Я просто не знаю человека, который бы смог получить хорошую прибыль, выгодно продав сейчас недавно купленную новостройку. Допустимый вариант — купить площадь, «нарезать» ее на комнаты и сдавать посуточно. Но после повышения ключевой ставки выгода от сдачи таких объектов в аренду явно уменьшилась. 

Хорошая инвестиция сегодня — покупка земельных участков. Конечно, не самостоятельно, а после консультации с понимающим рынок экспертом. 

Покупать участки в Ленобласти, строить на них дома и продавать — вот хорошая инвестиция, надежный бизнес и реальное дело, которое полезно для всех. Тем более что объемы строительства ИЖС уже обогнали объемы строительства квартир в многоэтажках. 

Пожалуй, эти два вида инвестирования — сдача в аренду посуточно и покупка участка и строительство дома — я бы назвал лучшими инвестициями сегодня. Последнее — перспективнее и надежнее.

С.Д.: Все эксперты загородного рынка, с которыми мы говорим, в следующем году ждут буквально бума ИЖС. Сколько можно заработать на этом рынке и чего ты ждешь в следующем летнем сезоне?

В.П.: Я думаю, ИЖС останется самым надежным и стабильным сегментом рынка. Я не вижу, где бы тут могли произойти какие-то неприятности. Какие тут есть тонкие места? Например, отделка импортными материалами. Да, они подорожали, их сложнее найти, но есть параллельный импорт. 

Застройщики ИЖС разделились на две группы. Одни пытаются строить под ключ, спрос на такие объекты есть. Любые недоделки, недоработки, обременения резко снижают стоимость объекта. Вторые застройщики продают «коробку» без ремонта. Она на порядок дешевле, но массовых продаж таких объектов у нас нет.

Что мы собираемся делать? Активнее общаться с застройщиками. У нас есть партнеры, которые нам предлагают: вы как крупное агентство недвижимости ищите участки, мы их купим, построим коттеджи, и вы будете их продавать. Я считаю, что это очень полезное дело, это надо делать. В какой степени это получится — посмотрим.

С.Д.: Сколько можно заработать на строительстве коттеджей?

В.П.: Если строить самому, можно получить до 15% прибыли. Если бригада небольшая, удается добиться очень невысокой себестоимости.

«Хороших объектов для аренды мало, а цены выросли»

С.Д.: Расскажи, как относятся к программе КРТ петербургские застройщики и покупатели?

В.П.: КРТ — интересная программа, в Москве она проходит успешно, поскольку переселение людей идет в границах тех же районов, где они жили. 

В Питере районы, куда переселяют из реконструируемого жилья, сохранять для жителей не обязательно: никогда не знаешь, куда тебя могут переселить. Поэтому эта программа вызывает отторжение. 

Но по факту наши риелторы почти не сталкиваются с такими объектами. Программа интересная, но ее надо дорабатывать. Перспективы у нее туманные. Думаю, сейчас недостаточно средств для активации этой программы.

С.Д.: Питер — самый туристический город страны. Рынок гостиничной недвижимости, в том числе посуточной аренды, важен для него. Как чувствовал себя этот рынок в летнем сезоне? 

В.П.: Рост обращений по аренде есть, причем все больше и больше клиентов приезжают из дружественных южных республик. Гигантское количество. Цены относительно весны 2023-го заметно подросли — на 10%, а в последнее время и на 15% от начала года. 

Хороших объектов для аренды стало мало. У нас объем объектов за это время сократился раза в два-три — всё очень быстро сдается, ведь конец августа — начало сентября — пик аренды. Резкого снижения спроса по аренде мы пока не ожидаем. Он начнет остывать к концу сентября.

То есть сейчас пик, потом будет небольшой спад, но резких движений мы не прогнозируем, это точно. Сейчас плохонькую «однушку» возле метро можно снять минимум за 22 тыс. рублей в месяц, а хорошую — за 25 тыс. Еще цены сильно зависят от района. Самые дорогие квартиры — в центре (сейчас от 35–40 тыс.). Самые дешевые — в Красносельском районе, тут можно найти и по 18 тыс. Чуть получше в Кудрово: там аренда немного дороже — от 19 тыс.

Наше агентство сдает жилье по текущим рыночным ценам, мы не стремимся завышать прайс, пользуясь высоким спросом. Завышенные цены приводят к нестабильности.

«Ажиотажного спроса на апартаменты я не вижу»

С.Д.: Из последних новостей: по итогам полугодия в Питере резко вырос спрос на апартаменты. С чего? В Москве, наоборот, спрос на апартаменты падает.

В.П.: Я видел эти данные, но я им не очень верю. Лично я никакого ажиотажного спроса на апартаменты не вижу. Сказать, что прямо сейчас надо купить апартаменты и будет вам 13% доходности — нет. Но я такое слышал. Полагаю, что это говорят некоторые продавцы апартаментов :) Какие-то объекты можно рассматривать как удачные, но их надо еще найти, а для этого надо быть профессионалом рынка. 

С.Д.: Ты сам инвестируешь в недвижимость? И если да, то во что?

В.П.: Да. В тот сегмент, который я активнее всего предлагаю и другим. Я верю в загородный рынок, он наиболее стабилен. И это хорошее, правильное дело. 

Мы получаем разную информацию: от небольших застройщиков — что цены на стройматериалы не растут, а от крупных — что они подскочили. По факту выигрывают мелкие застройщики, которые держат цены и могут оптимизировать свой малый бизнес. Это очень хорошо для экономики.

«В ближайшие годы будет происходить укрупнение рынка агентств»

М.П.: Каким будет риелторский рынок лет через 10? Какой будет его структура?

В.П.: Я — председатель комитета по автоматизации Ассоциации риелторов Петербурга и могу сказать, что в агентствах недвижимости сейчас происходит катастрофическая потеря IT-структуры из-за оттока программистов. Кто был — уволился, если кто-то есть на удаленке — стал уделять меньше внимания, а их услуги резко подорожали. 

На заседании Ассоциации риелторов спросили, какие сейчас зарплаты у программистов. Эксперты ответили: от 150 тыс. рублей. Платить такую зарплату не может подавляющее большинство агентств. Но в чем тогда конкурентное преимущество? 

На однородном рынке единственное, в чем агентства могут конкурировать, это IT-технологии, к которым напрямую привязаны бизнес-процессы.

Вообще, управлять крупным агентством, то есть большим числом сотрудников, невозможно без IT-структуры.

Знаете, я проанализировал работу двух крупных франшиз на рынке агентств недвижимости и понял, что у них есть два подхода в работе с более мелкими компаниями. Если ты уходишь под франшизу полностью, меняешь вывеску, они дают тебе программное обеспечение, и это стоит 60 тыс. в месяц. А есть второй подход: ты не меняешь вывеску и не идешь под франшизу, но пользуешься их программным обеспечением. В этом случае они просят 300 тыс. рублей в месяц. Мелкие и средние агентства такие расходы не потянут. 

В результате ситуация стремительно ухудшается. Возможностей конкурировать с крупными сетями у средних и тем более небольших агентств нет. Будет происходить укрупнение рынка. Из небольших выживут семейные агентства за счет минимизации затрат на бухучет, CRM и сайты: они им просто не нужны, им достаточно соцсетей. А вымывание средних агентств, к сожалению, продолжится.

«Прогулки — лучшее средство от стресса»

С.Д.: Как ты пришел на рынок недвижимости и почему в нем остался?

В.П.: В 1993 году на рынок недвижимости пришел Сергей Галалу, основатель агентства «Итака». А около 10 лет назад он пригласил в свою компанию меня. Эта сфера оказалась для меня очень интересной: по образованию я физик-теоретик, айтишник, мне интересны бизнес-процессы, оптимизация, лидогенерация. 

Да, в недвижимости можно прожить и без IT, но развиваться ты не будешь. Мне нравится создавать эффективные процессы и применять их на большом объеме в крупной компании.

С.Д.: А что для тебя тяжелая рутина?

В.П.: Сидеть на долгих совещаниях. Это единственное, что я не могу перепоручить своему заместителю.

С.Д.: Какое у тебя хобби, как ты отдыхаешь от стрессов?

В.П.: Мое хобби — соцсети. Еще в школе я завел тетрадку, куда записывал свои мысли. Потом появились компьютеры, первые соцсети, и я плавно перешел туда. Сегодня у меня около 20 тыс. подписчиков в разных соцсетях. Мои посты в ЖЖ регулярно попадают в топ-25 рунета. Сегодня это уже не только личное хобби, я развиваю соцсети «Итаки». А отдыхаю я в Крыму и Сочи. Пешие прогулки — лучшее средство от стресса.

Ипотечные решения и скидки от банков-партнеров Циан онлайн, без посещения отделений

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
19
Могут подойти
19 комментариев
Вадим Самсонов
11 сентября 2023, 10:44
Коллега, говоря о динамике цен долгосрочной у меня появляется вопрос- у нас не движка дорогая или нет. Субъективно мне казалась она дорогой. Но смотрю -коэффициент доступности жилья (соотношения средней ЗП с ценой квартирантов) в РФ вполне средний. А вот если сравнивать с другими типами активов и предполагать что недвижка будет расти не меньше инфляции на горизонте, допустим 7 лет) -конкурентом (пусть и куда более ликвидным) ей являются облигации с переменным купоном (флоатеры). а там доходность 2.5%. То есть 4% нынешние от сдачу в аренды не кажутся уже такими низкими. Доходность сдачи на западе, насколько знаю ещё ниже (в почем- там около нулевые ставки были длительное время -> очень дешёвая ипоетка)
С ключевой- исторически она довольна высокая. Но если сравнивать с инфляционными ожиданиями населения и уровнем девальвацией валюты - тае уже не кажется.

Что думайте по этому поводу? насколько не движка у нас недооценена или переоценена?
Ответить
979/50 000
0/50 000
Сергей ТСТ
11 сентября 2023, 16:36
на счет рынков Парижа и Лондона не скажу . наши рассуждение не объективны ,это как у туристов спрашивать , что сколько стоит в стране где гостили , а теперь про нашу родную ... первое средние зарплаты это разговор не о чем , наиболее важным является показатель Модальной ( наиболее распространённой величины) и Медианной величины .. ( когда половина получает больше другая меньше ) ..
так вот для Москвы это
(По данным ГородРабот. ру, средняя зарплата в Москве за 2023 год ‒ 73 320 рублей. За месяц заработная плата не изменилась и составляет 73 320 рублей. А чаще всего в вакансиях встречается зарплата 60 000 рублей (модальная). Статистика зарплат в Москве за 2023 год
за вычетом 13 % Модальная зарплата 50 тысяч .. ( не путать с средней " фейковой" рекламным плакатом в 145 тысяч ,для заманивания иногородних _)
А теперь пересчитайте ваши расчеты
885/50 000
СОЮЗ
8 сентября 2023, 10:57
Комментарии оказались интереснее самой статьи))).
Перечитала с удовольствием аж два раза))
Ответить
96/50 000
0/50 000
8 сентября 2023, 12:17
Без статьи нет и комментариев:) Как без паровоза нет свистка, как без молнии нет грома:)
88/50 000
Сергей ТСТ
11 сентября 2023, 16:45
Россия после распада СССР ( 1992 год ) Вступила в Второй Демографический переход, низкая рождаемость , увеличение доли бездетных , увеличение возраста первых родов .. у нас за 30 лет население как вкопанное по численности не растет , даже миграционный приток не компенсирует естественную убыль и механическую ( эмиграция ) с учетом что у нас сейчас самая низкая рождаемость за последние 20 лет + это не то что меньше рожают , это людей в возрасте 20-29 на терть меньше чем десять лет назад ( 22 млн 2012 -14млн 2022 год ) ..пока что перспектив роста потребительского спроса ( Спрос на потребление /проживание ) Нет .. Покупать могут до упора на страхах и дешевой ипотеки .. только вот дальше будет накопление пустующего жилья ( процесс начат и в самом разгаре ) ..
786/50 000
7 сентября 2023, 08:44
"Странно когда утверждение что цены на Новостройки не будут падать звучат из Питера , где рынок Новостроек ( продажи в штуках ) год к году падает уже пятый -седьмой год" -
Первое утверждение - про цены.
Второй вопрос - про рынок.
Это не одно и то же.
Некоторые под словом "рынок" подразумевают спрос.
Некоторые - объем продаж.
Плюс еще надо договориться о периоде, о котором говорим.
Возьмем период до конца года.
Я утверждаю, что цены на новостройки падать не будут.
В данный момент спрос на новостройки относительно высокий. Спрос на вторичку - пиковый за срок с февраля 2022. Но этот спрос уже снижается и продолжит плавное снижение.

Я утверждаю, что цены на Новостройки не будут снижаться. Причины я в статье указал.

Будут ли снижаться объемы продаж?
Это - отдельный вопрос. Мы его в статье не затрагивали.
За последний год объемы непроданного жилья выросли примерно в 2 раза.
При том, что объем строительства 21г к 22г полностью сохранился, то, да, объемы продаж упали.
На период до конца года я предполагаю, что объемы продаж заметно неизменятся. Сейчас - локальный пик. Потом будут немного снижаться.
15 сентября посмотрим, что скажет ЦБ по ставке. Скорее всего, ставку немного поднимут. Но не сильно. Тогда скорректируем прогнозы.

"демографический кризис" - мы говорим о ситуации в Петербурге. Здесь численность населения растёт за счет приезжих.
С уважением, Павлов В.Н.
Ответить
1 502/50 000
0/50 000
Сергей ТСТ
7 сентября 2023, 09:36
Итак ... ваши рассуждение о ключевой ставке и о вероятности поднятие ее не на 3,5 , а на 2 % и далее суждение и все привязки к ключевой ставке .. Большая просьба Никогда больше не пытайтесь рассуждать о ключевой ставке без комментариев ( для человека который имеет представление о кредитно-денежной политики это выглядит как УЖАС))))
второе Цены растут на Новостройках исключительно в Прайсах !!!!, но фактические сделки и фактическая цена не растет с второй половины 2021 года , все эти схематозы при которых проценты включаются в Розничную цену ( визуализация роста при субсидировании процентов ) , не являются ростом , так как финансовая нагрузка на покупателя ( ипотечника -покупателя 80 % ) не увеличивала ежемесячный платеж и сумму платежей за весь период ..
Более того !!!!! местами при росте Розничной Цены в ДДУ ежемесячный платеж ниже чем в ДДУ заключенном в 2021 году при меньшей цене За Аналогичный вариант за такой же период кредитования , в том же ЖК !!!
Пунтк ТРИ при равных условиях оплата своими без использование всех схематозов и опций ,застройщики дают скидку которая весь это рост ( визуальный ) цены отправляет на уровень первой половины 2021 года ( даже не начало 2022 года ) а именно на два года + назад , весь рост есть продукт "схематозов" .. так что Цена упала !!! не то что она упадет или нет .. ( включение процентов в Розничную цену не есть рост , это манипуляция )
1 455/50 000
Сергей ТСТ
7 сентября 2023, 10:00
На счет Демографического чуда , что вы продолжаете утверждать что наличное население в Питере выросло , не в Питере живу не скажу , Но если в МСК регионе наличное население стало меньше ( кроме официальной статистики ) можно увидеть на каждом шагу , начиная с утра когда вы выезжаете на дорогу , когда у нас ощущение , что что то не то и естественный вопрос "А куда делись те пробки 2019 года " садишься в Общественный транспорт " А куда делась давки " , заходишь в ТЦ и видишь заклеенные пленкой стекла павильонов , пустующие ларьки и первые этажи где в 2019 году кипела жизнь .. все адекватные аналитики признают , что количество иногородних в МСК регионе не достигло уровня 2019 года .. с Питером ситуация более плачевная в Базе .. утверждение , что наличное население в Питере в текущий момент выше чем 2019 году очень сомнительное утверждение .
877/50 000
8 сентября 2023, 12:25
"Итак ... ваши рассуждение о ключевой ставке и о вероятности поднятие ее не на 3,5 , а на 2 % и далее суждение и все привязки к ключевой ставке ."

Давайте, всё-таки будем корректно вести диалог.

Я сделал прогноз:
"Еще точнее - я сейчас не вижу причин для подъема ставки больше, чем её поднимали в последний раз, то есть более 3.5%. Более вероятным считаю, что ставку поднимут даже не более 2%."

А Вы заявили, что это неправильно. Но своего прогноза не сделали.
На мой взгляд, это не вполне корректно.

Давайте Вы сделаете свой прогноз по подъёму ставки.

И мы увидим результат 15 сентября.
Тогда можно будет вернуться к обсуждению этого вопроса.
Всё остальное - это обмен мнениями, которые у каждого свои.
784/50 000
8 сентября 2023, 18:10
Всегда читаю интервью с представителями крупных агентств или банков с долей скепсиса, но ничего, что могло бы вызвать несогласие, в этой статье не увидел. В том числе и по поводу поднятия ставки не более, чем на 2%. Отдельное уважение вызывает и участие в комментировании статьи. Спасибо за то, что поделились своим взглядом на рынок.
334/50 000
Сергей ТСТ
8 сентября 2023, 19:58
вы то деньги получаете за ангажированную точку зрения , а я на альтруизме пытаюсь подсказать , что фундаментально накопленный эффект , всех нас снесет к чертям , что нельзя такой объем выкидывать на потребительский рынок .. продать то можно народ у нас пугливый куча фантомных болей девяностых и нулевых , а вот что потом .. пустующие микрорайоны на окраинах за три копейки обвалят рынок жилья в мегаполисах .. на счет Питера .. ( нас чет Москвы наличное население не выросло даже меньше 2019 года ) теперь про Питер такая же беда .. там обрыв но кто хочет может сесть в ваш автобус который разгоняется по мере приближение к обрыву , это не повторение старого кризиса ,это кризис с новыми составляющими ...
735/50 000
ID: 7827964
6 сентября 2023, 19:48
В стране идет неуправляемый процесс, одни интенсивно обогащаются, другие беднеют, а правительство устранилось от управления страной. Думаю при этом правительстве чего то положительного ждать не стоит, спасайтесь как сможите!
Ответить
225/50 000
0/50 000
7 сентября 2023, 09:19
"В стране идет неуправляемый процесс" не могу согласиться. Процесс управляемый. Другое дело - эффективность управления. Но это - не тема данной беседы.

" одни интенсивно обогащаются, другие беднеют" - тут я полностью разделяю мнение, это действительно одна из важнейших проблем.
Но если говорить о цифрах. Есть индекс Джини, (от 0 до 100%, 100 - это полное неравенство), который показывает уровень экономического неравенства. По данным ООН Россия не входит даже в ТОР30 стран с большим неравенством. И у России этот индекс значительно ниже, наприемр США и Китая, что хорошо. Согласен, что это не отменяет проблему и задачи.
641/50 000
ID: 98381864
6 сентября 2023, 19:43
после пассажа:
"Что мы имеем на сегодняшний день? Ключевая ставка должна была подняться и поднялась, цель — борьба с инфляцией. Ждать ли нового повышения 15 сентября — вопрос. На мой взгляд, ситуация неплохая: цены на нефть и газ высокие, экспорт идет, и дальнейшие действия ЦБ будут спокойными".

дальше просто не стал читать.
потому что экспорт идет, но в КАКИХ количествах? недавно была официальная новость, что экспорт газа УПАЛ на 40%.
а цена? цена упала на СОТНИ процентов по срвнению с прошлым годом!
экспорт нефти постоянно сокращается. это ОФИЦИАЛЬНЫЕ цифры.
а крупнейший экспортер нефти Индия соблюдает ценовой потолок.
и можно продолжать дальше! но стоил ли...?
надеюсь, что в самом агентстве уважаемого Генерального директора работа построена иначе.
Ответить
806/50 000
0/50 000
7 сентября 2023, 09:05
"после пассажа:
"Что мы имеем на сегодняшний день? Ключевая ставка должна была подняться и поднялась, цель — борьба с инфляцией. Ждать ли нового повышения 15 сентября — вопрос. На мой взгляд, ситуация неплохая: цены на нефть и газ высокие, экспорт идет, и дальнейшие действия ЦБ будут спокойными".

дальше просто не стал читать.
потому что экспорт идет, но в КАКИХ количествах? "

Я думаю, что нам всем не помешает побольше корректности и поменьше категоричности в дискуссиях.

В данной статье мы не обсуждаем экспорт и импорт.
Был задан вопрос:
- Что произойдет со ставкой ЦБ 15 сентября (плановое заседение ЦБ)?

Да, я тоже регулярно смотрю экономические обзоры. На основании этой информации я и предполагаю, что ЦБ 15 сентября, наиболее вероятно, повысит ставку, но повысит её немного. Потому что я из этих экономических обзоров не увидел причин для сильного (последний подъем был 3.5%) повышения ставки.

Здесь и сейчас мы даже теоретически не сможем определить, кто более правильно понимает сложившуюся экономическую ситуацию.
Лучше просто подождать до 15 сентября.
Если ключевая ставка не вырастет или вырастет незначительно, то я буду прав в своих оценках текущей ситуации.
Еще точнее - я сейчас не вижу причин для подъема ставки больше, чем её поднимали в последний раз, то есть более 3.5%. Более вероятным считаю, что ставку поднимут даже не более 2%.

Вы точно так же можете сделать свой прогноз по поводу ключевой ставки.

И мы увидим результат 15 сентября.
Всё остальное - это обмен мнениями, которые у каждого свои.

С уважением, Павлов В.Н.
1 681/50 000
ID: 98381864
7 сентября 2023, 12:36
Очень круто, что Вы нашли время и желание на комментарии.
Глубочайший респект. Без иронии.
Абсолютное большинство выступающих здесь вещают из хрустальной башни "в телевизор".
А по поводу ставки ЦБ и ее прогнозов, то мне, честно говоря, уже абсолютно все равно.
Это в нормальных условиях ставка влияет на экономическую жизнь в стране.
Сейчас условия далеки от нормальных в силу огромного набора известных причин, повлият на которые ставка не сможет. Страна огромная и, соответственно, инерция процессов чрезвычайно велика. Только сейчас начинают проявляется эффекты от процессов, которые были запущены полтора года назад. И эффекты будут только усиливаться.
Рынок недвижимости в России хронически болен, но профессиональные участники рынка предпочитают не змаечать этого по РАЗНЫМ причинам и предпочитают обслуживать процессы, которые банально приносят им деньги. Что ж, вполне понятно.
О чем я тогда? Какие претензии?
От профессионалов, которые на рынке всю жизнь, лично я ожидаю стратегического взгляда, так называемого bird's view, а выглянуть из окна и посмотреть, какая там сейчас погода я и сам могу (условно).
В любом случае, хочу выразить личное уважением к Вашей позиции реагировать на комментарии читателей.
1 261/50 000
8 сентября 2023, 01:52
"Очень круто, что Вы нашли время и желание на комментарии.
Глубочайший респект. Без иронии.
Абсолютное большинство выступающих здесь вещают из хрустальной башни "в телевизор"."

Спасибо и Вам за разумный разговор и обмен мнениями.

Вы совершенно правы - мало кто сейчас из выступающих готов, не только высказать своё мнение, но и защищать его и обсуждать его.
А как раз обсуждение очень важнО, чтобы посмотреть с разных точек зрения.

"лично я ожидаю стратегического взгляда, так называемого bird's view, " - что Вы включаете в понятие "стратегического взгляда?"
Должен ли он включать долгосрочные прогнозы - на год, на десять лет? Прогнозы для риэлтора, для АН, для застройщиков?
Я думаю, что всё это интересно.
Есть только одна проблема долгосрочных прогнозов - мы не скоро сможем их проверить:)

Но от этого тема не становится менее интересной.
С уважением, Павлов В.Н.
953/50 000
ID: 98381864
8 сентября 2023, 15:06
любая стратегия - это набор действий по достижению поставленных перед собой целей в ДОЛГОСРОЧНОЙ перспективе.
Если мы говорим про недвижимость, то для меня стратегия в недвижимости - это как не оказаться у разбитого корыта через ХХ-цать лет, когда я в силу возраста буду беспомощен и никому не нужен. Помните сказку про золотую рыбку? Сначала была хижина трухлявая, потом домик приличный, потом целый дворец, а потом снова развалины.
Я сейчас много езжу по деревням в Ярославской и Костромской областях и вижу ШИКАРНЫЕ развалины. Люди строили эти дома, если не на века, то на очень долгую жизнь нескольких поколений. Представляю стоимость этих домой по ТЕМ временам. И вот сейчас они стоят, разваливаются, НИКОМУ не нужные. С того момента, когда в них была вполне себе активная жизнь прошло каких-то 30-35 лет. Это, в приципе, жизнь одного человека.

Вот еще пример. Из сегодняшней жизни.
Что я сейчас вижу? Народ всеми правдами и неправдами загоняют в крупные города. Причем остатки народа. Не хочу углубляться в темы, за которые сейчас могут легко притянуть на пяток лет, но даже в официальном дискурсе звучит сильная тревога о дмеографичксих потерях. Есть мнения (я вынужден сделать оговорку, что это не мое мнение и я их НЕ РАЗДЕЛЯЮ), что население России прошло тот самый Рубикон, за которым уже нет возврата. И это Великое переселение населения в Москву, Санкт-Петербург и прочие НЕМНОГИЕ крупные города в России скоро закончится по банальной причине - народ просто закончится. И ОЧЕНЬ СКОРО. Я сам из Центральной России и много родственников по городам и весям и что я вижу в последнее время? На одном градообразующем предприятии городка среднего рамзера СТРАШНЫЙ дефицит кадров. Каких-то 20 лет назад высвобождающиеся вакансии на этом преприятии передавали ПО НАСЛЕДСТВУ! я НЕ ШУЧУ. Отец уходил на пенсию, место занимал сын. Потому что стабильная работа, относительно неплохая зарплата и т.д. На проходной ВСЕГДА стояла очередь из желающих туда попасть. Сейчас - ПУСТОТА. Почему? потому что вся округа уехала! В Москву, Питер, да куда угодно!
Второй момент.
Я двадцать лет живу в Москве и хорошо помню, как это было раньше.
Сейчас масштабы стройки выросли В ДЕСЯТКИ РАЗ! Я не шучу.
Из окна практически любой московской картиры можно увидеть стройку.
Когда поток свободных людей закончится, то ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ с рынком недвижимости?
Об этом никто не говорит и даже не заикается.
А это произойдет через каких-то 10 лет точно.
Видя все это, какие действия нужно предпринимать уже сейчас?
Вот что я называю стратегией.

цитата:
"Есть только одна проблема долгосрочных прогнозов - мы не скоро сможем их проверить:)"
конец читаты

В этом я с Вами не согласен.
Для думающих людей сейчс вполне очевидны тренды, которые будут только усиливаться и привидут через какие-то 5-10 лет к вполне ОЖИДАЕМЫМ результатам.
Из самых безопасных, которые я могу озвучить:
1. цифровизация всего и вся.
2. Искуственный интеллект
3. стремительное сокращение населения
4. уход эры "энергетических" ископаемых
5. виртуализация человеческой жизни
6. проникновение человекоподобных роботов в повседневную жизнь.

Если бы лично мне кто-то рассказал о СЕГОДНЯШНЕЙ жизни году так в 2000 или 2001, я бы НЕ ПОВЕРИЛ, потому что поверить в то, что мы имеем сейчас и что вполне ПРИВЫЧНО просто невозможно.
3 428/50 000
Сергей ТСТ
6 сентября 2023, 13:17
Странно когда утверждение что цены на Новостройки не будут падать звучат из Питера , где рынок Новостроек ( продажи в штуках ) год к году падает уже пятый -седьмой год .. не считая общих проблем как затоваривание и демографический кризис , у Питере есть еще субъективные проблемы , такая как Санкции и падение Товарооборота с Северной Европой , падение тур потока из соседних стран , вывод из строя газопровода Северных потоков 1/2 .. Падение количества учащихся в школах в соседних регионах за период 2011-2022 более 40 % , который являются основными донорами Питера , Климат .. не знаю какая там логика у рынка , что он не будет падать .. если сахар будет 200 рублей , бензин 100 рублей, а у.е 200 рублей , тогда только может не упасть , но тогда ветром сдует половину мигрантов и освободятся сотни тысяч квартир которые они занимают ..
Ответить
862/50 000
0/50 000
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости