Спорная зелень
Участок, который защищают жители, расположен около дома № 7 по Шушенской улице. Он занимает 0,23 га и является оазисом для местных жителей. По словам проживающей рядом активистки Ольги Кузьминой, участок имеет статус озелененной территории (ОЗТ), охраняемой законом: на нем растут кустарники и 108 деревьев десяти видов, в том числе сосны, березы, клены, липы. Он не является ни охранной зоной, ни парком, но...
«Он имеет огромную важность для нас. Это зелень, воздух, красота и наше здоровье! Это наши родные места. Но чиновники хотят все это вырубить, чтобы построить дом по программе реновации. Существует паспорт благоустройства этой территории — он хранится в ГБУ «Жилищник» (нам об этом сказали сотрудники, и у нас есть запись этого разговора). Это же рабочий документ! Совсем недавно на этом участке благоустраивали газон, и именно на основании этого документа выделялись бюджетные, между прочим, средства», — обращает внимание Ольга Кузьмина.
По ее словам, Департамент городского имущества (ДГИ) утвердил схему под строительство, грубо нарушив законодательство: несмотря на наличие паспорта территории, где указан ее охранный статус, без проведения публичных слушаний, без учета проекта планировки территории, как того требует закон, без изменения ее границ. А потом был изменен вид разрешенного использования (ВРИ) и выдан градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).
По мнению защитников зеленого массива, Москомархитектура должна была отказать в выдаче ГПЗУ на основании противоречивых данных: с одной стороны, это охраняемая законом территория, с другой — власти выдают разрешение на высотное строительство.
«Застройке эта территория не подлежит, у нее совсем иная функция — экологическая, это исторически сложившийся ландшафт, которым местные жители ходят любоваться и которым дорожат, как исчезающим видом! В конце концов, если его вырубить, это будет запрещенная в Москве точечная застройка. Лосинка — это продолжение Лосиного Острова, на гербе нашего района изображены деревья. Ради своей выгоды — коммерческой застройки — чиновники пытаются лишить Лосиноостровский собственного красивого лица — аутентичности, пространственной идентификации, превратить в “улицу Строителей”», — негодует Ольга Кузьмина.
Как считают местные жители, чиновники совершили подлог топографической съемки, схемы участка, которая хранится в городских информационных системах: 20 деревьев не хватает, а некоторые смещены на 7–10 м от действительного положения на местности; деревья расставлены в линии так, чтобы нельзя было понять, что это зеленый массив (более 50 деревьев с сомкнутыми кронами, образующими единый полог), — зеленые массивы охраняются законом. В итоге жители подали в суд на ДГИ, Москомсархитектуру, которая выдала ГПЗУ, и правительство Москвы — за изменение вида разрешенного использования озелененной территории.
«Никто не доказал необходимости уничтожения охраняемой территории зеленого фонда Москвы», — подчеркивает собеседница Циан.Журнала.
Кого снесут, кого оставят?
Отдельно Ольга отмечает риск сноса домов № 9 и 7 по Шушенской улице и дома № 15 по Янтарному проезду — именно под их окнами и находится та самая зеленая зона с березами и кленами. На карте стройкомплекса здания числятся как участники программы реновации. Но часть жильцов говорит, что в программу попали не по собственной воле: во всех этих домах проголосовала только половина жителей, из них за переезд выступили от 74% (Янтарный проезд, 15) до 78% (Шушенская, 7).
Собственники квартир на Шушенской, 9 проголосовали за вступление в программу в 76% случаев. Несогласные на переезд намерены судиться, чтобы остаться жить в своем доме. Жители по адресу Изумрудная, 16/11 (она тоже примыкает к зеленому массиву) готовы к переезду — их дому реновация действительно нужна.
Дома № 9 и 7 по Шушенской улице в прошлом ведомственные, от Министерства обороны, уточняет Ольга Кузьмина. Они были построены для генеральского состава артиллерийских войск, а в программу попали из-за молчунов: в них не проголосовали более 50% жителей. Квартиры в этих домах лучше, чем в классических хрущевках: кухни по 9 кв. м, раздельные санузлы даже в однокомнатных квартирах, потолки — 2,75 м. Это дома индивидуальной планировки (это подтверждают техпаспорта зданий) из бетона марки М400 (элитный класс).
«Людей, особенно пожилых, просто обманули с экрана телевизора, а чиновники пригрозили признать дома аварийными через четыре года. Но по результатам проведенного нами независимого обследования домам стоять еще не менее 50 лет — и это без капремонта! Процент износа несущих конструкций — всего 20%. Дома рассчитаны на 125–150 лет эксплуатации», — уверяет собеседница Циан.Журнала.
В 2019 году жители домов по ул. Шушенской, 7 и 9 с удивлением узнали, что по итогам заказанного Мосжилинспекцией обследования 2017 года их дома являются серийными, причем сносимой серии 1-335, в которых кухни по 5 кв. м, потолки 2,48, а несущий каркас из шлакобетона. На основании этого обследования их и включили в программу.
Скриншот «Яндекс.Карты»
«Мы не позволим изуродовать прекрасное удобное место, в котором мы живем, и снести наши экологически чистые удобные дома с видом на охраняемую законом озелененную территорию!», — объясняет позицию защитников Ольга.
Кроме того, напоминает собеседница издания, еще год назад мэр Москвы Сергей Собянин говорил, что по реновации можно переселять людей на время в специально построенные дома, аккуратно разбирать плохие пятиэтажки, на их месте строить 6–14-этажные дома, а потом возвращать людей на прежнее место. Но почему-то такой план воплотить не удается — более того, району грозит и существенное уплотнение.
«Население нашего квартала по программе должно увеличиться более чем втрое — следовательно, и машин прибавится, при этом планируется вырубить все зеленые насаждения. Плюс наш тихий район должен стать транзитным за счет соединения улиц с Ярославским шоссе. Реновация нас убьет!», — жалуются жители.
«Не останется никаких запретов на стройку»
«Из дорогого удобного места окнами в парк нас могут отправить жить к железной дороге. А могут оставить в своих домах, но с 25-этажкой и дорогами под окнами вместо природы. Уничтожение зеленых зон и тотальная застройка — это немыслимое нарушение прав москвичей, — уверена местная жительница Алина Б. — Есть документы, нет ли их — всё это приобрело характер эпидемии, и от этого действительно страшно. При том что несколько домов из нашего квартала попали в программу реновации, несколько действительно ветхих домов — как раз их было бы неплохо расселить и снести, так и не были включены в списки на переселение, хотя их жители совсем не против».
В заключение Алина напоминает, что строительство должно вестись в соответствии с принятыми нормами и с соблюдением законов — в том числе с учетом Закона города Москвы № 17 «О защите зеленых насаждений».
Стартовые площадки реально найти и без надрыва — так, чтобы не провоцировать споры и конфликты, сохраняя местным жителям важные для них объекты.
«Больше всего на фоне сложившейся ситуации возмущает и пугает заявление Марата Хуснуллина, который при недавнем вступлении в должность премьер-министра заявил о необходимости снятия «избыточных ограничительных барьеров». При нашей практике это означает, что больше вообще не останется никаких запретов на стройку. Кроме того, под прикрытием реновации строится огромное количество недвижимости: по сути это коммерческое жилье, часть которого уйдет по программе, а другая — поступит в продажу на общих основаниях».
У властей иной ответ
Циан.Журнал обратился в управу Лосиноостровского района с вопросом о статусе участка, который защищают местные жители. Ответ пришел от замглавы управы И.А. Ковалева: «Указанный участок не включен в перечень особо охраняемых территорий города Москвы, утвержденных Законом г. Москвы от 06.07.2005 № 37 «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве», постановлением правительства Москвы от 18.08.2009 № 782-ПП «О государственном природоохранном бюджетном учреждении города Москвы Московское городское управление природными территориями» (вместе с перечнем особо охраняемых природных территорий, находящихся в управлении Государственного природоохранного бюджетного учреждения города Москвы «Московское городское управление природными территориями»), а также не включен в перечень объектов озеленения общего пользования, утвержденный постановлением правительства Москвы от 13.11.2007 № 996-ПП “О генеральной схеме озеленения города Москвы на период до 2020 года”».
Кроме того, из ответа управы следует, что указанный участок «не содержит ограничений по застройке». Отдельно в письме И.А. Ковалев напоминает о проведенных осенью 2019 года публичных слушаниях, на которые все желающие были приглашены со страниц газеты «Звездный бульвар» (с итогами слушаний жители не согласились и оспорили их, направив заявление в суд).
По словам Ольги Кузьминой, вопрос с публичными слушаниями неоднозначен: в июле 2019 года правительство Москвы утвердило правила землепользования и застройки без проведения публичных слушаний, а в ноябре эти же параметры, утвержденные постановлением правительства Москвы № 934-ПП, были внесены в обсуждаемый на слушаниях проект в качестве вносимых изменений в ПЗЗ. Но это противоречит закону: на слушания выносятся предложения по изменению, а не уже утвержденные параметры.
Начальник отдела экологического контроля СВАО Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Алексей Горелов сказал активистке, что спорный участок — действительно озелененная территория 3-й категории ограниченного пользования 3-го пояса охраны — налицо противоречие со сведениями из управы.
Дерево, ты чье?
Ситуация с Лосиноостровским районом более-менее прояснилась после разговора с муниципальным депутатом района Наталией Федоровой. По ее словам, еще несколько лет назад это была дворовая территория, которую можно было присоединить во время межевания.
муниципальный депутат Лосиноостровского района
Когда же зашел разговор о реновации, местные жители начали предпринимать попытки спасти зелень, но было уже поздно (к тому же активисты получали мало поддержки от более инертного большинства соседей).
В результате сейчас эта озелененная территория принадлежит городу, и город волен делать с ней всё, что посчитает нужным, уточняет муниципальный депутат.
«Другой вопрос, что реновация — коммерческий проект, который реализуется под видом социального проекта. В итоге, боюсь, в городе будет вырублена вся зелень», — резюмирует Наталия Федорова.
Советы юриста
В подобных случаях при защите юрист Марина Веригина предлагает апеллировать к следующим законодательным нормам.
- 42-я статья Конституции дает право на благоприятную окружающую среду — это основополагающее экологическое право каждого. Оно же конкретизировано в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которому «каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью».
- Закон № 17 города Москвы от 5 мая 1999 года запрещает использование озелененных территорий и зеленых массивов, не совместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений (строительство дома как раз несовместимо с сохранением зелени). Согласно этому же закону, «озелененные территории — участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70% поверхности занято растительным покровом». В этом же законе говорится, что «использование озелененных территорий и зеленых массивов, несовместимое с обеспечением жизнедеятельности зеленых насаждений, не допускается».
- Та же норма содержится в постановлении правительства Москвы от 21 августа 2007 года № 717-ПП «О мерах по упорядочению размещения отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Москве».
- Активисты Лосиноостровского района добавили в список еще и Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 61 которого посвящена охране зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов. «Зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. <…> На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения».
юрист
Вместо послесловия
Последние несколько дней местные жители вынуждены нести дежурство, не позволяя строителям приступать к расчистке территории. По словам Ольги Кузьминой, рабочие предъявляют бумаги, в которых разрешены работы на пустыре, но объяснений, что на самом деле это охраняемая законом озелененная территория 3-й категории ограниченного пользования пока хватает для того, чтобы рабочие развернулись и уехали.