Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Нижегородская область
Налоговая политика и собственность граждан: полярность интересов
9 сентября 2014
17 969
63
Налоговая политика и собственность граждан: полярность интересов
В соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ» недвижимость собственников будет облагаться налогом, если в договоре купли-продажи стоимость недвижимости будет указана меньше, чем кадастровая оценка. В настоящее время законопроект находится на стадии публичного обсуждения, которое продлится до середины осени, после чего законопроект будет рассмотрен Государственной Думой РФ, но обо всем по порядку.

В соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ» недвижимость собственников будет облагаться налогом, если в договоре купли-продажи стоимость недвижимости будет указана меньше, чем  кадастровая оценка. В настоящее время законопроект находится на стадии публичного обсуждения, которое продлится до середины осени, после чего законопроект будет рассмотрен Государственной Думой РФ, но обо всем по порядку.

Напомним, что под кадастровой стоимостью понимается рыночная стоимость объекта недвижимости, установленная в процессе государственной кадастровой оценки. Налогообложение объектов недвижимости, исходя из кадастровой стоимости объекта, ударит по карману всех предприимчивых российских граждан, которые испокон веков повсеместно занижали эту стоимость.

Новый законопроект предполагает обязательное указание в договорах реальных цен на объекты недвижимости. Таким образом, государство намерено ограничить практику заработка на удорожании объектов недвижимости в период от стадии котлована до стадии сдачи объекта. Это заставит предприимчивых граждан лишний раз задуматься о покупке новостроек на стадии котлована в инвестиционных целях.

Схема ухода от налога при перепродаже

Схема довольно проста. Гражданин вкладывается «в котлован», проходит года три, дом достраивается и к тому моменту, когда он сдается в эксплуатацию, цена его новой квартиры уже существенно превышает средства, вложенные несколько лет назад. После оформления права собственности квартира продается. В целях «экономии» в договоре купли-продажи указывается стоимость объекта, равная или меньше той, что была при покупке на стадии котлована. Таким образом, не возникает разницы между стоимостью квартиры на момент покупки и стоимостью квартиры на момент ее продажи – разницы, подлежащей налогообложению.

Доказать, что собственник имущества занизил стоимость квартиры налоговым органам практически невозможно. Отсюда и желание государства заставить собственников указывать реальную цену путем привязки цены по договору к кадастровой стоимости объекта, чтобы они платили налог от продажи недвижимости.

Что конкретно содержит проект Федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса

1. В случае если в договоре будет занижена стоимость проданной квартиры, налоговые органы получат право облагать сделку налогом, который в 0,7 раза выше ее цены в кадастре. Другими словами, налоговики смогут исчислить налог, используя кадастровую стоимость квартиры и коэффициент 0,7, что значительно больше, чем, если бы изначально продавец квартиры заплатил налог с «прибыли» от продажи квартиры.

2. Возможность начисления указанного налога появится у налоговых органов в отношении владельцев новостроек, которые не используют недвижимость по назначению, а получают доход от вложений в строящиеся объекты.

3. Налогом будут облагаться сделки по продаже недвижимости только в том случае, если недвижимость является не единственным жильем у физического лица. То есть, если физическое лицо, не имеющее в собственности жилья, приобрело один объект недвижимости и в последующем продало его «с наваром», то налогообложению такая сделка не подлежит.

4. Власти субъектов Федерации будут устанавливать сумму дохода от продажи недвижимости, не подлежащую налогообложению. При этом для освобождения от налога стоимость недвижимости должна быть не более 5 миллионов рублей.

5. Региональные власти смогут определять срок владения недвижимостью, после которого доходы от продажи недвижимости налогообложению подлежать не будут.

6. Частные дома, дачи, коттеджи, земельные участки площадью до 50 кв.м не подпадают под новый налог в случае их продажи, в случае, если они находятся в собственности более трех лет.

7. Продажа нежилых помещений будет облагаться налогом в любом случае, в независимости от того, сколько она находится в собственности.

Кроме налоговиков радоваться некому

Российская экономика испытывает некоторые трудности в развитии, что указывает на необходимость увеличения налоговых сборов с целью выполнения государством взятых на себя обязанностей перед населением, в том числе по части социальных выплат. А поскольку получение доходов от перепродажи недвижимости в последнее время стало хорошим бизнесом для граждан, который можно не регистрировать как коммерческую деятельность, внимание властей к такой практике вполне объяснимо.

На данный момент граждане, указывая заниженную стоимость квартир в договорах купли-продажи, по сути, ничем не рискуют. Например, в 2013 году в Севастополе была куплена однокомнатная квартира на стадии строительства за $30 000. Буквально через год, когда Севастополь вошел отдельным субъектом в состав России, недвижимость там взлетела в цене. Эта же квартира спустя год продалась за $50 000, в договоре купли-продажи стоимость была указана такая же, как и при ее покупке - $30 000.

Александр Федотов из центра оформления недвижимости «Титул»: «Государству, если понимать под этим словом именно государство, а не отдельные ведомства, не выгодно вводить дополнительный налог, так как увеличение налога снижает прибыльность инвестиционных сделок, что приведет к снижению спроса на недвижимость на этапе строительства и как следствие – к уменьшению объемов самого строительства. Как заявляют сами чиновники, 1 рубль, вложенный в строительство, дает 5 рублей прибыли в смежных областях (стройматериалы, транспорт, рабочие места, дороги и т.д.). Так что, кроме ФНС, новому налогу радоваться особо некому».

Плюсы и минусы законопроекта

1. Налог ударит по карману тех граждан, которые не занимаются на постоянной основе перепродажами недвижимости. Недвижимость зачастую приобретают для детей, и бывает так, что ее срочно надо продать в силу различных обстоятельств, а иногда и за меньшие деньги, чем она приобреталась ранее. Одно дело, когда налог платят "дельцы" и совершенно другое – когда налог начисляется обычным гражданам, попавшим в трудную ситуацию.

2. Опять же не совсем понятна ситуация с кадастровой стоимостью объектов недвижимости. В зависимости от региона, зачастую кадастровая стоимость больше, чем рыночная стоимость объектов недвижимости. При таких обстоятельствах  продавцам квартир придется защищать свои интересы в судебном порядке, чтобы доказать, что кадастровая стоимость завышена в сравнении с рыночной, а это время и деньги, в том числе на использование услуг юристов и экспертов по оценке недвижимости.

3. Кроме того, существенным минусом в данном случае будет являться, как выше указывал Александр Федотов, снижение инвестиционной активности граждан и юридических лиц, что значительно снизит возможности для строительных компаний рефинансировать свою деятельность.

4. Законопроектом предполагается, что большие полномочия по сбору налога с продаж недвижимости будут делегированы в регионы местным властям. Соответственно, с одной стороны, плюс в том, что будут пополняться местные бюджеты, но есть и риск увеличения коррупционной составляющей в результате злоупотреблений со стороны власти.

5. К плюсам можно отнести и то, что покупатели недвижимости при указании в договорах купли-продажи реальной стоимости объектов смогут получить имущественные налоговые вычеты в полном объеме.

Эксперт девелоперской компании KASKAD Недвижимость Армен Гаспарян: «Сначала надо бы кадастровые стоимости привести в порядок, а то на практике частенько встречаются ситуации, когда два абсолютно одинаковых объекта отличаются по кадастровой стоимости в разы. Приведу пример – участки 50:26:0190411:25 и 50:26:0190411:3, если посмотрите на публичной кадастровой карте, то эти два одинаковых по размеру смежных участка отличаются по кадастровой стоимости в два раза, причем у одного цена вдвое выше рыночной, т.е., продавая по реальной цене, попадаешь на налог в 600 тыс. руб. по новым законам. А менять кадастровую стоимость можно только через суд...»



Людмила Никифорова, эксперт агентства XXI век: «Уже сейчас кадастровая стоимость участков, например в Адыгее, в пригороде Краснодара, выше рыночной, заказчиком оценки земли была администрация, а ей выгодно, чтобы земельный налог был выше. Спрашиваем у организации, которая делала оценку, о том, откуда взяты такие цены? Ответ просто поражает – взяты максимальные цены с Авито».





Владимир Яковлев, генеральный директор агентства недвижимости «Диамант»: «Ничего хорошего из этой инициативы не выйдет... По земельным участкам – особенно недавно поставленным на кадастр – кадастровая стоимость выше рыночной в 1,5-2 раза... Придется народу искать очередную лазейку, но теперь не с занижением, а с завышением цены... Платежеспособный спрос и так слабый, поэтому маловероятно, что такая инициатива приведет к росту цен... Выгодно известно кому... Очередная попытка латания дыр в бюджете...».


Такой лазейкой, например, может стать возможность оформлять сделки и получать доход через третьих лиц, которые не имеют в своей собственности объектов недвижимости. За небольшую плату найдется достаточное количество желающих быть подставными лицами в сделках по купли-продажи недвижимости с целью ухода от налогов. Известны случаи, когда физических лиц просто-напросто привозят на сделку с тем только лишь, чтобы они поставили свою подпись.

Кроме того, продавцы недвижимости будут вынуждены включать сумму налога в стоимость продаваемой недвижимости.

Желание государства пополнить бюджет вполне объяснимо, но необходимо искать золотую середину между интересами государства и интересами граждан. Возможно, необходимо признать деятельность по перепродаже недвижимости на постоянной основе коммерческой деятельностью. Это заставит многих «дельцов» поубавить пыл, что может положительным образом сказаться  на стоимости квадратных метров.

Есть и обратная сторона медали - уменьшение инвестиционной деятельности граждан и строительных компаний в результате принятия законопроекта, а это так или иначе скажется на российской экономике. Кроме того, помимо увеличения налоговых обязательств, в настоящее время уменьшаются доходы российских граждан в принципе, что в совокупности в очередной раз усложняет и без того нелегкую современную жизнь россиян.

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
63
Владимир Алистархов
Могут подойти
63 комментария
маргарита тур
24 сентября 2014, 13:49
О какой кадастровой стоимости НВ/стройки мжет идти речь,если объект "в поцессе",а кадастровая ст-ть -понятие фиксированное?...более,или менее фиксированное...ведь переоценку ,по уму,следует делать раз в год-с учетом амортизации ,или произведенных неотделимых улучшений!..кто будет этим заниматься? опять раздутый штат гос.оценщиков?...которых,как бюджетников,посадат на шею налогоплательщику?...а потом будет раздут штат налоговиков и судебных приставов?...замкнутый круг"
Ответить
472/50 000
0/50 000
Владимир
20 сентября 2014, 11:53
А тем у кого менее 3 лет в собственности и единственное жилье-если оно продается и взамен покупается другое-налоги платить нужно или депутаты ГД забыли его внести хотя бы на обсуждение?-не то что принятие-или принимают то -что всего выгоднее государству,Но--Я отышачил более 25 лет за одну зарплату в госуд.предприятии за квартиру и еще и остался должен выходит-налог с продажи надо заплатить-единственное-не единственное-раз менее 3 лет!-А почему например -не 1 год-кто принимал этое непонятное ограничение-чья умная-светлая голова додумалась?-С меня при продаже двушки в Москве возьмут около миллиона-без копеек,а мне вернут при налоговом вычете-сущие копейки-100 с чем то тысяч.р.-вот навар у государства с меня-Остапу Бендеру и не снилось-где же справедливость?-Складывается впечатление что с простых граждан государство своими Законами готово снять с них последние штаны!-Вопрс конкретно-Кто знает выносится такой Закон -что будут освобождатся от налога с продажи жилья единственного у кого менее 3 лет в собственности граждане или нет?-Вроде поступил из Минфина такой Закон к самому Путину на рассмотрение-или это всего лишь слухи!-И депутаты ГД забыли его рассмотреть и может когда-нибудь его принять!-Навернр есть Законы и поважнее к принятию,например-(Грызть семечки в неположенном месте)-или (Ограничение на дыхание больше положенного воздухом)!
Ответить
1 356/50 000
0/50 000
Марина Хвалей
12 сентября 2014, 14:56
нет, Николай, там только стоимость участка земли под домом. Вообще, было начинание у правительства, перестать рассматривать покупку новостройки как приобретение недвижимости, а перевести в разряд инвестиционной деятельности, поскольку риск убытка от неудачной инвестиции инвестор несет сам... Эта инициатива заглохла в прошлом или в позапрошлом году...
Ответить
352/50 000
0/50 000
12 сентября 2014, 08:25
Кстати, коллеги, скажите пожалуйста, в строящемся доме (до момента введения дома в эксплуатацию) есть такое понятие, как кадастровая стоимость квартиры ?

Т.е. имеют ли смысл предлагаемые поправки в НК РФ, если мы говорим про инвестиции в новостройки?
Ответить
261/50 000
0/50 000
Егор Кулебин
12 сентября 2014, 16:37
Думаю речь идет о вторичном рынке ГОТОВОГО жилья, иначе это абсурд.
67/50 000
14 сентября 2014, 13:23
Может я не прав, но инвестировать в рынок готового жилья на порядок менее выгодно, чем в рынок новостроек.
Это, если мы рассматриваем инвестирование в рынок жилья именно как бизнес, а не как метод разрешения своих жилищных вопросов.
243/50 000
12 сентября 2014, 08:18
Пожелания к автору.

"...В соответствии с проектом Федерального закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ» недвижимость собственников будет облагаться налогом, если в договоре купли-продажи стоимость недвижимости будет указана меньше, чем кадастровая оценка..."

В статье обсуждается Глава 23 второй части НК РФ.
Глава называется "Налог на доходы физических лиц"
Было бы разумнее сформулировать несколько иначе первую фразу журнальной статьи, в противном случае возникает непонимание, что именно имел в виду автор - налог на доходы или налог на имущество?!

Ответить
633/50 000
0/50 000
Егор Кулебин
12 сентября 2014, 16:36
Отличный комент. Действительно, закрадывается вопрос о правильном понимании автора статьи, возможного закона.
109/50 000
Владимир Алистархов
13 сентября 2014, 22:01
Да, Николай спасибо. Конечно же речь идет о налоге на доход. Первый абзац действительно не корректно изложен. Дальше по статье речь идет именно о налоге на доход, возникающий в результате разницы между покупкой и продажей недвижимости.
235/50 000
11 сентября 2014, 17:45
Кстати, идея для наших законодателей - можно еще взыскивать налог с недополученного дохода, если стоимость жилья в договоре купли-продажи ниже её кадастровой стоимости.
Ответить
169/50 000
0/50 000
Vlad
11 сентября 2014, 17:50
вполне возможно такая идея может быть принята. к примеру настаивают же налоговики взыскивать налог с должников по кредитам, которые списаны банком. то есть они считают, что если кредит списали, то это доход гражданина. будь добр 13% выложи, а то что человек банкрот, кого это интересует?
287/50 000
Егор Кулебин
12 сентября 2014, 16:33
Хочу уточнить, с кого тогда будет браться налог с недополученного дохода, с покупателя? Логично будет брать такой налог именно с него. В отчете об оценке для банков, при ипотеке и так указывается сумма ниже рыночной.
216/50 000
Vlad
11 сентября 2014, 17:29
проект закона находится только на стадии публичного слушания. может так и не пойти дальше и будет пылиться на полке, как многие подобные.
Ответить
137/50 000
0/50 000
Егор Кулебин
12 сентября 2014, 16:43
Или проект сырой и уже с гнильцой или автор статьи что то напутал.
66/50 000
Татьяна Федотова
11 сентября 2014, 15:15
Тем более, переуступка прав у перекупщиков по завышенной цене сейчас висит во всех комплексах. Если она довисится до принятия закона, то им придется подвинуться в цене, или застрять еще надолго. В выгоде будут те, кто хочет приобрести для себя.
Ответить
244/50 000
0/50 000
11 сентября 2014, 17:48
Что мешает "перекупщикам" указывать при переуступке стоимость первичного приобретения, а остальные суммы проводить по другим документам?
136/50 000
Татьяна Федотова
11 сентября 2014, 23:01
Так ведь налогом согласно проекту нового закона будет облагаться не прибыль (т.е. разница) а вся сумма договора. Не может же быть в ДКП 3 рубля? Или я не правильно поняла? Если у тебя второе и т.д. жилье, то с продажи ты будешь отстегивать 13% от суммы договора по-любому.
273/50 000
12 сентября 2014, 08:06
Дело в том, что Глава 23 второй части Налогового Кодекса РФ - о налогах на доходы физических лиц.
В частности, в статье 220 этой главы указано, что налогооблагаемый доход, это разница между доходом от продажи и расходом на покупку, того что сейчас продается. Т.е. налогом облагается чистый доход, так называемая "прибыль", а не вся стоимость продаваемого жилья.

Если сумма продажи и ранее совершенной покупки совпадают, то доход - нулевой, соответственно и налог будет равен нулю. Так же налог не исчисляется, если сумма продажи меньше суммы покупки.

Вы прочтите обсуждаемую главу НК РФ, пожалуйста... Это может помочь вам понять тему обсуждения.
677/50 000
Татьяна Федотова
12 сентября 2014, 14:07
А какой толк тогда от введения нового закона, если по старому закону владеющие новостройкой менее трех лет скрывали полную сумму продажи. Вот если бы второе жилье при продаже облагалось налогом вне зависимости от суммы расхода на приобретение, тогда это остановило бы спекуляции.
280/50 000
12 сентября 2014, 15:07
Вон, коллеги говорят о том, что для возводимых новостроек такого понятия, как кадастровая стоимость квартиры - не существует.

Вообще, квартира, как объект права - не существует.
189/50 000
12 сентября 2014, 15:11
"...Вот если бы второе жилье при продаже облагалось налогом вне зависимости от суммы расхода на приобретение, тогда это остановило бы спекуляции..." Татьяна Правдина.

Как вам нравится слово это - "спекуляция"...
Скажите, Татьяна, а вы часто сталкиваетесь с такими вот частниками-"спекулятнами"?
Какой процент сделок, по вашему опыту, совершаются именно со "спекулятивными" целями?

Я так думаю, попадут под раздачу опять рядовые граждане.
478/50 000
Татьяна Федотова
11 сентября 2014, 15:12
В принципе этот закон существенно замедлит бешеный рост цен на новостройки. Частные инвесторы-спекулянты в большинстве своем уйдут, застройщики вынуждены будут снижать цены на этапе начала строительства, чтобы хоть что-то продать. Народу, который приобретает недвигу для себя лично это о-о-чень выгодно. Так что, не бегите пока приобретать новостройки, тем более в ипотеку, господа!
Ответить
382/50 000
0/50 000
Мари
11 сентября 2014, 16:00
Причем здесь спекуляции??? Это называется инвестиции. Что в этом плохого? Человек вложил свои кровные денюжки в строительство дома на стадии котлована - а это определенный риск, между прочим....три года не получал с этого никаких дивидендов, а когда дом построился - продал подороже... Что же в этом плохого??? То есть если бы он эти деньги положил в банк под проценты или на депозит на три года было бы лучше?? К тому же инвестиции способствуют новому строительству, что приводит к снижению дефицита на рынке жилья и соответственно - к снижению цен на него.
581/50 000
Владимир Алистархов
11 сентября 2014, 16:10
спекуляция такого понятия нет в действующем российском законодательстве. Покупать и перепродавать это теперь бизнес, но если это бизнес, то вероятно необходимо с этого платить налог.
Что касается снижения или повышения цен в результате налога, то мнения специалистов полярны. Одни говорят цены понизятся. Другие говорят цены будут расти. Как будет на деле посмотрим.
372/50 000
11 сентября 2014, 16:20
Татьяна Правдина
"...Частные инвесторы-спекулянты в большинстве своем уйдут, застройщики вынуждены будут снижать цены на этапе начала строительства, чтобы хоть что-то продать. Народу, который приобретает недвигу для себя лично это о-о-чень выгодно..."

Я думаю, что вы неправы...
Покупатель из категории "Частные инвесторы-спекулянты" - это те люди, которые не боятся вкладывать свои деньги на этапе котлована.
Покупатель из категории "Народ, который приобретает недвигу для себя лично" будет ждать пока стройка выйдет на достаточно большой уровень готовности.

Строительство и инвестиции ведутся в большей мере за счет кредитных средств. Чем дольше идут продажи, тем больше стоимость кредита, тем больше затраты застройщика - тем дороже будет конечная стоимость квартир.

По-моему, так...
842/50 000
11 сентября 2014, 16:46
Согласен с Николаем Пильгаевым. Я примерно тоже самое хотел сказать в самом первом посте, но видимо у меня это получилось как-то корявенько. Только еще добавлю, что рост цен на первичном рынке приводит к цепной реакции и росту цен на вторичном рынке
249/50 000
Иван
11 сентября 2014, 09:52
Про сути все налоги назначают ЗАХВАТЧИКИ, а в свободной стране существует МЕЦЕНАТСТВО, ФОНДЫ, КАССЫ ПОМОЩИ.
Ответить
107/50 000
0/50 000
Vlad
11 сентября 2014, 11:16
Иван думаю, что захватчики в данном случае это слишком. каждое государство вводит налоги для своего существования и есть примеры, когда налоги значительно выше для населения. в тех же западных странах. но я так понимаю, что налоговая система должна быть сбалансированная с уровнем жизни граждан.
295/50 000
Егор Кулебин
12 сентября 2014, 15:57
Я с Владом соглашусь. Дело скорее в не верной оценке и именно это не хотят признать.
84/50 000
Мария
12 сентября 2014, 16:50
Я владею 10 с земли в шаховском районе кадастровая стоимомть участка 400 тыс руб я его три года не могу продать на авито за 70 тыс Значит теперь если вдруг найдется покупатель я заплачу налог с суммы 330 тыс это не бардак и не сумашедший дом это - разбойное нападение
273/50 000
Егор Кулебин
12 сентября 2014, 17:39
В статье не сказано, что изменится нынешняя ситуация со сроком владения. Вы собственник более 3х лет, а значит уплата налога с дохода на Вас не распространяется.
162/50 000
Валерий иванов
12 сентября 2014, 21:43
Согласен с Вами - чистый бандитизм
34/50 000
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости