Кто из нас в конце отпуска не задумывался: как здорово было бы остаться жить на море? Работать на «удаленке», каждый день есть свежие фрукты и овощи, ходить на пляж. Проходя мимо агентства недвижимости, мы задерживаемся и мечтаем: как хорошо выбрать домик или квартирку! Потом с семьей вечером за бокалом вина спорим о планировке, обсуждаем финансовые возможности, загораемся, а к утру остываем и пакуем чемоданы… Знакомо?
Алексей, Новороссийск: «Будем жить на море до пенсии»
К сорока годам у меня сложилось устойчивое впечатление, что Москва совершенно не приспособлена для спокойной жизни. По счастью, пять лет назад компания, в которой я на тот момент работал, запускала проект в Новороссийске. Он должен был продлиться три года, и я с удовольствием согласился этим заняться. Все эти три года мне постоянно приходилось летать в Москву, что со временем стало радовать все меньше и меньше. Это же постоянная беготня! А я и до Новороссийска старался жить на даче…
Когда проект закончился, решил не возвращаться в Москву, а искать жилье в Новороссийске. Моя работа была связана с транспортным обслуживанием, клиенты уже были, а работодатель почти разорился. В результате открыл собственную компанию, пока мы работаем вполне неплохо.
Работа – главный вопрос при смене места обитания: на что жить и где брать средства? Собственное дело закрывает оба этих пункта.
Первые четыре года мы прожили на съемных домах и квартирах, успев за это время составить представление о своих желаниях и потребностях. Так, сразу по приезду хотелось жить поближе к морю, но на деле все оказалось не так однозначно. Проживание на юге намного дешевле, чем в большом городе. У нас тут полная автономность – платим только за свет. Зимой, конечно, выходит подороже, так как обогреваемся кондиционером.
Когда решили переехать окончательно, продали московскую квартиру. Основная часть средств ушла на открытие бизнеса. На оставшиеся 4 млн рублей купили двухэтажный дом (170 кв. м) с участком 6 соток. Он был без отделки: во-первых, это значительно дешевле, а во-вторых, видны все огрехи постройки. Тут много строят на продажу, но качество оставляет желать лучшего. Мы же нашли дом, который люди делали под себя, но не потянули обустройство и содержание. Когда покупали, планировок еще не было. Теперь на первом этаже появились объединенные кухня с гостиной, на втором – четыре спальни.
По прошествии пяти лет могу сказать: мне тут нравится все больше и больше. Свой дом, природа, море, работа не в напряг и новое хобби – увлекся мотоциклами эндуро, гоняем с друзьями по горам. Что касается общения с родственниками и друзьями, то мы спокойно ездим друг к другу в гости. Планируем жить тут до пенсии и даже уезжать на лето на подмосковную дачу. Считаю, что отсюда быстрее, чем из Москвы: два часа на самолете и час до дачи без пробок. Из столичной квартиры по четыре часа ездили по пятницам.
Алевтина, Бахчисарай: «Узнав, что мы продали квартиру в Москве, люди крутили пальцами у висков»
Когда мы с мужем только познакомились, он предложил съездить в Крым поздней осенью. До этого мои представления о полуострове были довольно стереотипными: море, солнце, жара. А тут такой контраст: туман, палая листва, бордовый подлесок скумпии, запахи грибов… После той поездки мы еще какое-то время возвращались, причем в разные времена года, и каждый раз Крым завораживал.
Когда родился первый ребенок, муж уговорил переехать в Крым – сказал, если не рискнем и не купим дом, будем жалеть всю жизнь. Да и ребенку там лучше – не то, что в мегаполисе! А еще, мне кажется, я отчасти реализовала желание родителей, в 1990-е мечтавших о доме в Крыму. Они так любили ездить в Симеиз в мае.
Первый месяц после переезда в Крым мы снимали жилье, а потом довольно быстро нашелся подходящий вариант – он же, кстати, и единственный: дом в Бахчисарае за $15 тыс. продавали наши друзья, и он нам подошел. Мы продали мою московскую квартиру и переехали. Надо сказать, что потом в дом пришлось немало вложиться, чтобы в нем можно было нормально жить. Домик небольшой и самый обычный: два этажа, три комнатки, кухня, санузел. Участок – четыре сотки. Он расположен в конце СНТ, сразу за нами – можжевеловая роща и дорога на пещерный город Чуфут-Кале, Бешик-Тау и Качи-Кальон.
Вокруг Бахчисарая расположены древние пещерные города. Первое время мы ездили и наслаждались видами, а потом рутина взяла свое. НО постоянно приезжающие друзья не позволили осесть дома.
Когда Крым был украинским, приходилось исправно каждые три месяца ездить в Москву, чтобы сделать миграционную карту и заодно повидаться с родственниками. Потом ездить стали реже. К тому же, родился второй ребенок.
В 2015 году нам пришлось вернуться. Причин было несколько: семейные обстоятельства, необходимость отправлять старшего в школу и неопределенность с родом занятий. При этом ребенка можно было бы отдать в школу и в Крыму – мы оформили для этого все документы, но в совокупности все три фактора все же убедили вернуться. Наша с мужем работа связана с производством авторских подарков. Мы открывали магазин в Севастополе, но идея опередила время: все эти магазины и выставки handmade вошли в тренд позже, а на тот момент местные жители на такую продукцию не велись. В общем, мы прогорели. Наверное, ошибка была в том, что в отличие от всех «правильно мигрирующих», мы ехали не к работе. Тогда мы были молодые, наивные и глупые. Тем не менее, когда я оглядываюсь на этот десятилетний период, понимаю: это крутой жизненный опыт.
Дом в Крыму и сейчас остается в нашей собственности. У мужа там мастерская, он возвращается туда, чтобы поработать, побыть наедине с собой. А мы с детьми ездим в Крым из Москвы несколько раз в год.
Андрей, Свети Влас: «В Болгарию надо ехать без амбиций»
Мы с семьей купили апартаменты в болгарском Свети Власе в 2008 году. Успели до кризиса. С тех пор курс рубля упал вдвое, из-за этого многим приходится возвращаться в Россию: пенсий, например, уже не хватает, хотя именно пенсионерам там шикарно, а вот молодежи, пожалуй, заняться особо нечем.
НАМ КАЗАЛОСЬ, ЧТО В БОЛГАРИИ БУДЕТ КОМФОРТНО АДАПТИРОВАТЬСЯ: ВСЕ ДЕШЕВО, МЕНТАЛИТЕТ И БЫТ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОХОЖИ, МНОГИЕ ГОВОРЯТ ПО-РУССКИ. ДА И САМО МЕСТО ПОНРАВИЛОСЬ.
Я музыкант, на первых порах мне удавалось работать много, интересно. Но потом, когда настал момент двигаться дальше и запускать собственные проекты, столкнулся с тем, что с болгарами очень тяжело сотрудничать. Их «завтра» вполне может означать «когда-нибудь, возможно». Когда сюда едут энтузиасты, имеющие на счету $50 тыс., очень хочется отговорить их от задуманного: все мои знакомые, которые пытались организовать в Болгарии бизнес, потеряли в итоге от $50 до $300 тыс. А если работа не ладится, как проживешь? Можно организовывать туры, но это сезонно… Если нет поступающих денег из России в Болгарии делать нечего.
Справедливости ради отмечу, что в Свети Власе вполне комфортно живет моя семья. Уже взрослая дочь так увлеклась handmade`ом, что сейчас даже берет учеников – вот уже и какая-то работа появилась. Жена периодически работает на ресепшн в местных гостиницах. У нас апартаменты площадью около 90 «квадратов» с двумя спальнями, гостиной, кухней и двумя санузлами.
Надо сказать, болгары привыкли бедно жить, и от этого много проблем. Например, купил русский помещение под кафе. Расстарался, обустроил все – стало красиво. А проходящие мимо болгары думают, что внутри страшно дорого, и не заходят. В итоге кафе «прогорает». В общем, сюда надо ехать, только если нет особых амбиций.
Анастасия, Бар: «Возвращаться не планирую»
Мы живем в черногорском Баре с мужем и двумя детьми. Одна из причин, по которой пришлось уехать из Москвы, – наша семейная аллергия с поллинозом. Педиатр сказал менять климат. По прошествии нескольких лет на море понимаю: сейчас жить в Москве для меня стало еще сложнее.
Спустя некоторое время мои родители продали 50-метрвую квартиру в Москве и купили такую же здесь, после чего у них осталась приличная «кубышка», которую они потихоньку расходуют, так как прожить здесь на две московские пенсии нереально.
Возвращаться я лично не планирую – не смогу по здоровью. А дети вырастут и сами решат, где жить. Образование здесь получать выгоднее: черногорский аттестат признается европейскими ВУЗами (в отличие от ЕГЭ). Кружки и секции значительно дешевле, а кроме бесплатных вариантов, есть особые тарифы. За пять евро в час можно учить и китайский, и на карате ходить, и программирование осваивать.
Антонина, Мацеста: «Покупать квартиру мы пока не готовы»Мы с мужем оба москвичи, но уже три года снимаем квартиру в Мацесте (Сочи). Место тихое и живописное – здесь очень красивая природа, которая наполняет энергией. Собственно, именно поэтому мы его и выбрали. Попав сюда впервые, сразу почувствовали себя как дома.
Переезд получился как-то сам собой: мы можем позволить себе удаленную работу (я художница), почему бы и нет? Здесь очень много людей, которые приехали откуда-то и работают на фрилансе. В самой Мацесте «стационарной» работы не найти, конечно.
Покупать квартиру здесь мы пока не готовы финансово. Да и кто знает, как сложится жизнь дальше? Впрочем, если не возникнет острой необходимости возвращаться в большой город, с удовольствием останусь.