Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Поиск по журналу
Нижегородская область
Арсен Унанян: «На рынке останутся только профессиональные риэлторы...»
8 августа 2019
17 063
23
Арсен Унанян: «На рынке останутся только профессиональные риэлторы...»
Рынку нужны специалисты, которые приносят пользу, считает президент Российской Гильдии Риэлторов.

Президент Российской Гильдии Риэлторов (РГР), СEO ГК «Компаньон» Арсен Унанян рассказал ЦИАН.Журналу о том, какие перемены ждут рынок недвижимости, почему так называемые черные риэлторы не имеют к профессии никакого отношения и где можно купить таунхаус по цене 36 тыс. рублей за кв. м.

— Арсен Гамлетович, на Всероссийском жилищном конгрессе вы рассказали, что РГР разработала профессиональные стандарты. На риэлторском рынке грядут большие перемены?

— Действительно, совместно с нашими партнерами — Российским союзом промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палатой — гильдией были разработаны и утверждены профессиональные стандарты. Однако до принятия закона о риэлторской деятельности пока далеко. По моим подсчетам, 2,5-3 года как минимум. 26 июня Национальный совет по профессиональным стандартам при президенте РФ в свою очередь их утвердил. Мы считаем, что риэлторское сообщество готово к принятию стандартов на федеральном уровне. Следующим шагом должно стать образование центров квалификации — органов, которые должны принимать экзамены и быть мерилом для определения компаний и риэлторов, с которыми можно работать, а с какими — не рекомендуется. Третий шаг — принятие закона о том, кто имеет право оказывать агентские услуги на рынке недвижимости.

Сегодня операциями с недвижимостью занимаются, к сожалению, компании, индивидуальные предприниматели или просто физлица, даже не стоящие на учете и не платящие налоги, нарушающие «Закон о предпринимательстве», «Закон о рекламе» и пр. От этого безобразия рынок нужно очищать. И это задача не только государства и  профессионального сообщества.

«Черные нотариусы» или «черные риэлторы»

— В России работает около 15 тыс. риэлтерских компаний. Это много или мало?

— Много. В дальнейшем общее количество риэлторов, в основном непрофессиональных, будет уменьшаться. На рынке останутся профессиональные продавцы недвижимости, в их деятельности будут нуждаться те люди, которые готовы платить за качественную услугу. Сделку по недвижимости можно провести самостоятельно. Конечно, я, как лицо заинтересованное, мечтал бы о законе, обязывающем каждого жителя нашей страны покупать недвижимость только через агентства. Но это неправильно — заставлять человека платить деньги за то, что он может сделать сам. Профсообщество российских риэлторов проводит много мероприятий, на которых рассказывает и показывает, как купить квартиру безопасно, что делать, чтобы не попасться на уловки мошенников.

Кстати, в незаконных операциях с недвижимостью нередко бывают замешаны регистраторы, участковые, врачи и т. д. Представители агентств недвижимости вообще часто не имеют никакого отношения к этим аферам.

Средства массовой информации называют почему-то мошенников не «черными регистраторами» или «черными участковыми», а «черными риэлторами». Мне бы очень хотелось изменить такую логику.

— Обычно риэлторы говорят, что у нас мало агентов и приводят в пример Америку.

— В России и США совершенно разные структуры риэлторской деятельности. В Америке у риэлтора есть помощник, занимающийся черновой деятельностью. Наши агенты всем занимаются сами. Лицензия в США стоит в переводе на наши деньги 5 тыс. рублей в месяц. Но это не значит, что каждый, купивший лицензию, обязательно будет заниматься продажей недвижимости. Он может, например, продавать покрышки, и раз в год провести сделку по покупке квартиры. Количество агентов — не показатель.

В России профессиональный риэлтор проводит три сделки в месяц, агенты-звезды — около восьми сделок в месяц. В США риэлтор может проводить одну сделку в полгода. Это совершенно разный подход к бизнесу. В Америке закон касается в основном агентов, мы же хотим, чтобы в России законодательство о риэлторской деятельности затрагивало и руководителей бизнеса, которые сегодня единственные несут ответственность за налоговые поступления. Это интересно как государству, так и потребителю.

В основе нашего бизнеса — не реклама, а так называемые возвратные клиенты: люди, которым мы 10 лет назад оказали услугу, и которые к нам вернулись снова, когда у них возникла потребность в приобретении недвижимости. В среднем по РФ комиссия риэлтора составляет две среднемесячные зарплаты. Если клиент не будет понимать, за что он заплатил деньги, он останется недоволен даже в том случае, когда услуга оказана качественно, а агент еще станцует и споет. Риэлтор должен показать клиенту, за что именно он платит (нашел лучший вариант на рынке, помог оформить ипотеку на льготных условиях, договорился с хозяином квартиры о снижении ее стоимости и пр.).

— Сколько у вас в компании возвратных клиентов?

— У нас, как и у других агентств, которые довольно долго работают на рынке, их 40%. В Америке — больше, по России в среднем — 12-15%.

Агент должен приносить пользу

— Вы часто говорите о том, что среди риэлторов много непрофессионалов. Как РГР может с этим бороться?

— До того, как стал президентом РГР, я был вице-президентом РГР, президентом НП региональной гильдии риэлторов, членом Национального совета РГР, основателем ряда компаний, просто агентом по недвижимости. Основываясь на собственном опыте, уверенно могу сказать: риэлтор должен быть частью профессионального сообщества. В советское время существовали объединения профессионалов: союзы журналистов, кинематографистов, архитекторов, инженеров. Для представителя любой из вышеназванных профессий участие в союзе было своеобразным знаком качества, признанием его высокой квалификации. Почему я в свое время вступил в РГР? Занимаясь риэлторским бизнесом, я понимал, что сообщество поможет мне развиваться, даст какие-то идеи. Доказать клиенту, что мы действительно профессионалы, имея разный уровень подготовки и подходов к работе, невозможно.

Профессиональное сообщество дает возможность обучать сотрудников, вырабатывать стандарты, обмениваться опытом.

— Но ведь нельзя заставить каждое агентство вступить в профессиональное сообщество?

— Этого и не нужно делать. Когда я избирался президентом РГР, мою кандидатуру поддержало 80% компаний — участников объединения. Коллеги понимают, что рынок должен меняться. Столько риэлторов, сколько существует в России сегодня, рынку не нужно. Рынку нужны специалисты, которые приносят пользу.

У нас есть единый реестр аттестованных агентов и сертифицированных компаний, которые выполняют дополнительные требования помимо прописанных законодательством. Например, предоставлять страховку. Закон не обязывает ее делать. Но если агент допустил ошибку, страховая компания выплатит компенсацию клиенту. Без такой страховки агент несет материальную ответственность только в размере своих комиссионных. Есть много прецедентов, решений судов, доказывающих, что данная страховка работает.

Мы в РГР приняли решение, что все участники гильдии пройдут добровольную сертификацию. А это значит, что все клиенты компаний — участников РГР, получат дополнительную защиту. Я считал это одной из своих основных задач на посту президента РГР и рад, что удалось ее решить. И таких задач еще много.

— Известно, что, став президентом РГР, вы изменили структуру гильдии и закрыли часть комитетов…

— Не я, а мы. В гильдии были комитеты, в которых состоял один или два человека. Их закрыли. Остальные комитеты мы попросили сделать конкретные планы, определить задачи, цели. Сейчас у нас 13 комитетов, они ежемесячно проводят по два-три заседания. Только в этом году подписано около 20 договоров с банками, СRM-системами, агрегаторами. С нотариальной палатой, например, подписано соглашение, которое за собой повлечет множество возможностей для наших клиентов.

Челябинск и «10 добрых дел»

— Давайте поговорим о вашей основной работе. Расскажите о трендах на рынке недвижимости Челябинска.

— У нас очень интересный регион. В свое время Челябинск был в числе лидеров по самой низкой стоимости жилья. Наш город был одним из первых, где появились малометражные квартиры, студии. В какой-то момент мы вырвались в число первых по строительству жилья среди городов-миллионников.

долгое время у нас не было обманутых дольщиков. К сожалению, потом, в связи с изменениями в экономике, они появились.

Среди современных трендов нужно назвать развитие урбанистики (которой раньше в городе вообще не было), загородной недвижимости. К сожалению, в городе нет элитного жилья, но в последнее время стал развиваться рынок таунхаусов. У нас есть территории для этого, и, что важно, стоимость 1 кв. м таунхаусов и городского жилья примерно равна.

— Сколько стоит в Челябинске квадратный метр жилья в новостройке и на вторичном рынке?

— Сегодня средняя стоимость жилья в городе — 36 тыс. рублей за кв. м, диапазон — от 29 тыс. до 70 тыс. рублей. На вторичном рынке цена жилого «квадрата» — около 35 тыс. рублей, на первичном — 39 тыс. рублей. Примерно столько же стоит 1 кв. м в таунхаусе. Конечно, в целом покупка таунхауса обойдется дороже, чем приобретение городской квартиры, но исключительно из-за того, что таунхаус, как правило, больше по площади.

— Как вы проверяете застройщиков, чтобы ваши клиенты не оказались в числе обманутых дольщиков?

— Так как мы являемся частью большой региональной ассоциации, у нас есть доступ к большому объему информации. Мы обмениваемся данными с 30 компаниями. Работает служба безопасности. Есть личные контакты, инсайдерская информация. Существуют негласные черные списки девелоперов. Если к застройщику есть какие-то вопросы, мы никогда его объект продавать не будем.

— Насколько актуальна для Челябинска проблема реновации?

— Не так, как в Москве, но некоторые сталинки в центре города хотелось бы видоизменить, перестроить, надстроить этажи. У нас в городе много домов построено еще немцами, что-то девелоперы возводили более 20 лет назад, эти дома можно было бы реконструировать. Но это пока не очень актуально. А вот то, противником чего я являюсь, — точечная застройка, появление новых объектов в центре города, не создающих единого архитектурного ансамбля с другими постройками. Когда на Кировке (наш Челябинский Арбат) построили высотное здание, получилось, на мой взгляд, не очень красиво. При желании можно было сделать все гораздо эстетичнее, так как оно там необходимо для бизнеса и для развития центра города.

— У вашей компании есть офис в Сочи. Он был открыт для челябинских клиентов?

— Офис предназначен для обслуживания наших компаний-партнеров в разных городах. Это не самое доходное предприятие, потому что у сочинской недвижимости есть определенная специфика. На 70% запросов наших клиентов мы после юридической экспертизы вынуждены ответить отказом.

— В ваших планах было еще покорение Крыма и выход на московский рынок.

— Мы собирались открывать офис в Крыму, изучили этот рынок. Но открывать бизнес имеет смысл там, где ты можешь его контролировать и развивать. Пока у нас такой возможности нет.

Выход на московский рынок для нас является первоочередной задачей: в столице стоимость риэлторских услуг в четыре раза выше, чем в Челябинске. Сейчас ряд сотрудников, которые будут работать в нашем московском офисе, проходят стажировку в столичных агентствах. Плюс у нас идет процесс поглощения одной из столичных компаний. Но пока все немного медленнее, чем хотелось бы по объективным причинам.

— Расскажите о вашей программе «10 добрых дел».

— Я считаю, что в любой отрасли, в том числе и в благотворительности, должны работать профессионалы. Поэтому уже на протяжении семи лет мы проводим благотворительный фестиваль «10 добрых дел». Независимое жюри заранее выбирает из присланных заявок десятку самых профессиональных благотворительных фондов города. В день фестиваля на городской площади или в загородном отеле собираются более 3 тыс. человек, которые хотят поддержать работу фондов и выбирают себе подопечных. Этот праздник стал одной из городских традиций. Если кто-то в августе планирует посетить Челябинск, будем рады показать и фестиваль, и нашу компанию!

Понравилась статья?
Наш канал в Telegram@cian_official
Подписаться
Авторы
Теги
23
Могут подойти
23 комментария
Частный маклер
27 августа 2019, 02:00
Полностью согласна! "...нет ничего что бы агент не мог сделать без компании, для нормальной работы не нужен офис, агент должен быть в движении, для нормальной работы нужны компаньоны из юристов, оценщиков, кредитных брокеров, правоохранительных органов, адвокатов, банков и пр. Поэтому всяческие компании заинтересованы в том, что бы оттеснить фрилансеров с рынка и активно лоббируют эту тему...". У меня тоже есть команда из отличных юристов по недвижимости, кадастровых инженеров, оценщиков и т.п. Я всех их знаю лично и за любого готова поручиться. А в агентстве за юристами приходилось все перепроверять, хороших кадастровых инженеров и прочих спецов приходилось находить самой, а это крутое агентство в присловутой гильдии.
Ответить
729/50 000
0/50 000
Частный маклер
21 августа 2019, 16:51
Риэлторские компании существуют только для эксплуатации агентов, нет ничего что бы агент не мог сделать без компании, для нормальной работы не нужен офис, агент должен быть в движении, для нормальной работы нужны компаньоны из юристов, оценщиков, кредитных брокеров, правоохранительных органов, адвокатов, банков и пр. Поэтому всяческие компании заинтересованы в том, что бы оттеснить фрилансеров с рынка и активно лоббируют эту тему. Про страховку вообще смешно, если страховые компании не ленятся из копеечных автоаварий судиться с клиентами, то по страховому случаю с многомиллионной квартирой, весь юр.отдел придёт в суд доказывать что это не страховой случай. И потом зачем тогда "профессиональный" риелтор, если сделка и так застрахована? Грамотный спец для того и нужен что бы всё проверить и избежать не нужного риска. Короче стандартный набор штампов и страшилки про "чёрных риелторов". Все чёрные риелторы живут в Африке.
Ответить
931/50 000
0/50 000
Арсен Унанян
19 августа 2019, 01:24
Спасибо Команде ЦИАН за серию интервью и поддержку профессионального сообщества. Отдельно Татьяне Демидовой, которая все чтобы интервью было уникальным и породило вопросы и комментарии. Мы с коллегами, прекрасно понимая, что ваш продукт отчасти нам первейший конкурент, очень ценим самое важное в нашем и вашем бизнесе - открытость по отношению к потребителю и экономия его ресурсов. Платить нужно только за качественную услугу и адекватные деньги. Если очень грубо - если ваш агент просто размещает ваше объявление с вашими фотографиями - это стоит 10% от затрат. Не более. А что делают профессионалы - они сами должны вам рассказать и ПРОПИСАТЬ в договоре. Спасибо ЦИАН, а читателям - лёгкого разрешения квартирного вопроса . Ну и конечно пожелание профессионалам рынка - синергия от объединения экономит время клиента и позволяет получать не только комиссию, но и благодарность в виде повторного обращения. Желаю вам мудрости в увеличении партнёрских взаимоотношений!
Ответить
971/50 000
0/50 000
Арсен Унанян
19 августа 2019, 00:57
Спасибо за комментарий. Если объективно - мы 16 лет на рынке и наши клиенты и сотрудники переезжают в другой город. Мы их всегда передаём коллегам. В некоторых регионах экономическая модель позволяет открывать компании, где Потребитель получит аналогичную качественную услугу (какую уже получал до этого). К сожалению, иногда, он получает необоснованную стоимость за просто Размещение на агрегаторах. Москва яркий пример, где Компания из Челябинска или Кобыльска, как вы выразились - может легко занять нишу качественной Услуги с тактичными сотрудниками, без спеси и понтов. При всей специфики региональной - законы на территории РФ одиноковые, и эффективность агента и количество производимых действий часто в регионе выше, чем в столицах. Что касается «срубить бабла» - к счастью потребителю нужен профессионал и он готов платить. Вне зависимости от региона. Пусть платит профессионалам. Если знаете, есть такой анекдот:
- вы откуда?
- из Москвы!
- а в Москву откуда переехали?

Потребителю нужна качественная и безопасная услуга. А моим клиентам, чтобы я за неё отвечал. В любой точке мира. Либо я откажусь от ее оказания сам.
Ответить
1 157/50 000
0/50 000
Частный маклер
27 августа 2019, 01:51
Вот и работайте с "вашими клиентами" рассказывайте им о своей мифической гильдии, очень похоже, что ваша гильдия нужна вам, как ступенька во власть. Как вы можете гарантировать безопасную услугу, передавая своего клиента???? Только по той причине, что контрагенты прошли ваши(не законные!) экзамены и заплатили вам деньги? Это смешно.
334/50 000
TT
18 августа 2019, 21:13
Следующий желающий срубить бабла в москве куда не посмотри везде понаехавшие профи из пень кобыльска
Ответить
100/50 000
0/50 000
Вадим Лященко
РБНО
14 августа 2019, 23:42
Нет в РФ "Закона о предпринимательстве".
Никакая страховка ответственности АН не покрывает потерь клиента сверх размера уплаченной комиссии, не таких прецедентов и не может быть.
Да и все остальное в этой публикации - тоже в известной мере словоблудие, уважаемый челябинский Унанян.
Ответить
292/50 000
0/50 000
Арсен Унанян
19 августа 2019, 00:32
Есть УК РФ Статья 171. Незаконное предпринимательство

А по страховке - вот первая ссылка в гугл на одно из решений судов по действующей страховке. Очень интересное, где суд досконально все расписал, на что особо нужно обратить агентам при «составлении схем», которые могут «аукнутся» клиентам. Подборка таких решений в начале сентября будет на сайте РГР. В контексте вашего комментария - словоблудие - отсутсвие фактов или вымысел, не совсем относится к статье. В данном случае это ваше мнение, которое может дорого стоить потребителю. Поэтому спасибо за комментарий, тот потребитель кто прочитает и статью и комментарии - сам сможет принять необходимое решение, к кому обратиться.
694/50 000
Частный маклер
27 августа 2019, 01:43
Арсен, что же вы все притягиваете за уши) Пусть государство определит эти критерии, а при чем тут вы с вашими поборами? Какие у вас обязательства предо мной? Ни в одном вашем документе это не написано.
201/50 000
Частный маклер
27 августа 2019, 02:06
Вадим, полностью согласна с Вашим кратким, ёмким и умным отзывом.
65/50 000
14 августа 2019, 15:15
Арсен Гамлетович уже сказал, что все АН, входящие в РГР - сертифицированы - статус агентства можно посмотреть на сайте Гильдии, и заодно проверить риэлтора - проходил ли он профессиональное обучение и есть ли у него Аттестат. Мы в Гильдии Риэлторов Сочи выдаём ещё и пластиковое удостоверение - формат водительского.
Генеральный директор ООО "Алмаз-Юг", Вице-Президент ГРС Михаил Титов.
Ответить
391/50 000
0/50 000
Арсен Унанян
19 августа 2019, 01:14
Реестр - наша гордость. Находится по адресу reestr.rgr.ru . Он начал работать, когда отменили лицензии. Там можно найти информацию о более чем 1500 Компаний (в Ргр всего 1000), и 16000 агентов, которые добровольно выполняют дополнительные требования.
Это некоммерческий проект и на нем никто не зарабатывает. Но как минимум у Компаний из списка все в порядке с документами, есть Страховка, повышенные требования к офису и сотрудники, которые добровольно сдали экзамен по большому списку вопросов. Сказки об экономии за счёт работы самостоятельно без Агентства, нередко заканчиваются скрытыми комиссиями для клиента, о чем он возможно никогда не узнает. Ну и вылететь из региональной или Федеральной организации по решению Комиссии/комитета по этике, может подпортить «карму» очень сильно, что иногда является барьером при вступлении в профсооьщество Компаний, которые манипулируют интересами потребителей.
911/50 000
Частный маклер
27 августа 2019, 02:21
Михаил, профессиональное обучение можно проходить только в учебных, сертифицированных учреждениях, а не в шарашкиных конторах. Михаил, вот скажите, почему почти все агентства в гильдии имеют минимальный уставной фонд и сплошные убытки или нулевые доходы. Если вы все так успешны, почему так бедны? Или тогда о какой честности и каких принципах может идти речь?
360/50 000
Евгений "ГК"Простор"
Простор-недвижимость
14 августа 2019, 14:55
Все серьезные агенства за сертификацию бизнеса .
Ответить
48/50 000
0/50 000
Арсен Унанян
19 августа 2019, 01:06
Знаете, в нашу группу компаний входит издательство. И есть большой пласт рекламодателей, который обращает внимание на значок «национальной тиражной службы», который стоит копейки, но подтверждает что у нас реальный тираж, а не фикция из 300 экземпляров. Очень хочу, чтобы потребитель понимал , что гарантирует сертификация. Спасибо за коммент.
343/50 000
Частный маклер
14 августа 2019, 13:57
Мы все оказываем качественные услуги! вот только критерии качества иногда разнятся. считаю. что пока на законодательном уровне не будут приняты четкие критерии оказания риэлторской услуги, все ваши действия останутся на уровне волонтерства, но и без ваших действий точно ни чего не изменится.!!!
Ответить
295/50 000
0/50 000
Арсен Унанян
19 августа 2019, 01:03
Поэтому 1000 Компаний в стране и делает все, для того чтобы потребитель знал, за что стоит платить 2-3 среднемесячных зарплаты в регионе, а за что не стоит давать ни копейки. Спасибо ЦИАН за статью, и многим потребителям посоветую не платить за услугу непрофессионализма, а просто дать объявление на ЦИАН. Эффект будет тот-же, но дешевле на несколько порядков, с учетом затраченного времени.
391/50 000
14 августа 2019, 12:12
Аида, может от части вы и правы. Интересно кого в наше время не интересуют деньги? Может быть вас и нет деньги, а вот меня точно, не как основная, но как средство достижения цели. Добросовестный агент должен сам быть заинтересован в систематизации критериев "добросовестности". А вот целью этой систематизации является предоставление качественной услуги, и качество ее можно определить только если есть общепризнанные критерии.
Ответить
427/50 000
0/50 000
Арсен Унанян
19 августа 2019, 01:00
Всему своё время. Когда доход потребителя растёт, он щепетильнее выбирает агентов, не делая единственным критерием цену услуги или «лапшу». Очень важно, чтоб экономика в стране поднималась, а рынок сам скорректирует все что нужно..
231/50 000
Частный маклер
27 августа 2019, 01:34
Простите, Арсен, но на "лапшу" нам на уши, больше похоже то, что Вы пишите. Хочется спросить "А судьи кто?" Что конкретного Вы сделали для риэлторов, коорые пользуются полным доверием своих серьезных клиентов. Придумали экзамены, взносы и..... все. Напишите конкретику, если я не права, а не "лапшу", как Вы сами выразились.
324/50 000
Сейчас обсуждают
Закон о тишине: до скольки можно шуметь?
Проблема в том, что нужен федеральный закон, когда веселящимся соседям административный штраф выписывали бы при первом вызове наряда милиции, сейчас толком инстанции нет куда заявление подать. Полиция отправляет в муниципалетет, муниципалетет в миллицию, еще и УК хотят в этот хоровод отправить. Единственный вариант это делать шумоизоляцию. Мы в итоге отгородились от соседей шумоизоляцией стены, компания Шумодав у которой в итоге делали, убедила пожертвать 8 см, т.к. тонкие волшебные варианты не работают. Такая толстая каркасная система дала эффект.
Подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей рынка недвижимости