Существует такое понятие как "сфера знания", где основной принцип ее существования - это непрерывное получение информации и, как следствие, постоянное расширение кругозора. Если говорить по-простому, то чем больше ты узнаешь, тем больше у тебя возникает вопросов. Однако иногда понимаешь, что есть определенные тупики разума, где кроме глухой стены дальше ничего нет. Ну, или бесконечной пустоты, кому как ближе. Если проводить жизненные параллели, то можно увидеть, как таким тупиком/пустотой становятся консультации риэлторов на сайтах и форумах.
Раньше было так - основополагающее направление деятельности риэлторских компаний составляло консультирование людей, объяснение им процессов, этапов сделки и т.д. Естественно, с предостережением об опасности самостоятельной продажи или обмена. Из этого рождалось теплое взаимопонимание или ледяное отчуждение.
Сегодня, наблюдая за телефонными беседами и вопросами на интернет-площадках, можно убедиться, что граждане утрачивают интерес к консалтингу, больше нажимая на конкретные цифры и факты: цена квартиры, сумма комиссионных, сроки, обязательства. Означает ли это, что за последние 20 лет люди узнали о технологиях ведения сделок буквально всё, и поняли, что дальше в этом направлении нет ничего кроме вышеупомянутой пустоты/тупика? Очень даже вероятно.
Нет непонятного - нет и страхов. Нет страхов - нет интереса прибегать к услугам агентства недвижимости. Что в таком случае должны делать риэлторы, привыкшие за годы к тому, что суть их работы – привлечение клиентов через набивший оскомину ликбез? Новомодные тренинг-мастера найдут ответ в два счета - надо больше работать над активным поиском еще непросвещенных граждан. Идея хорошая, спору нет, но по-настоящему проактивных агентов сегодня крайне мало, эра пугливых и безграмотных старух осталась позади, а любой более-менее платежеспособный клиент прекрасно владеет интернетом.
Таким образом, риэлторы попадают в своеобразный лимб – замкнутый мир без видимого выхода, откуда можно выбираться бесконечно долго и не факт, что выберешься. Как понять, что ты находишься именно там? Посмотри на разделы сайтов, посвященные ответам на вопросы граждан – большая часть содержимого не имеет вообще никакого отношения к сделкам. Что же мы там видим? А видим мы следующее: как прописаться к бабке, выделение доли, оцените комнату, прохождение опеки, принятие наследства и прочая мутотень. Если внимательно проанализировать подобные запускаемые под разными углами просьбы-шифровки, то понимаешь, что спрашивают это даже не потенциальные клиенты, а наши менее подкованные коллеги, откровенно паразитирующие на всезнающих консультантах. При этом нет ни одного сколь-нибудь близкого вопроса по теме "как мне лучше обменять квартиру в моей ситуации", "хочу продать квартиру, посоветуйте риэлтора" и т.п.
Вот об этом, собственно, и говорилось, когда имелась в виду "сферу знания". Которая на самом деле представляет собой высоченный бетонный забор без единой дырки. В реальности это значит, что у граждан больше нет к нам вопросов.
О рисках для рынка новостроек рассказали в правительстве
20 июня 2025

Не озадачиваемся вопросом " как сделать рынок максимально удобным, прозрачным и выгодным для покупателя", а наставим палок в колеса продавцам - вот и выход. Смешно это все, немного, коллеги.
Я не далее, как вчера ночью, получила письмо от своего клиента "этого года", суть которого сводится к следующему " покупал с тобой, рассчитывал строить с тобой, раз ты собираешься жить и строить в другом месте - напиши почему, и давай этот, что купили участок - продадим, может готовое купим ? И может не здесь, а там где ты будешь жить и строить ? ".