
«Мир изменился. Я чувствую это в воде, я чувствую это в земле, ощущаю в воздухе.
Многое, из того что было, забыто. И не осталось тех, кто помнит».
Третий десяток лет мы живем в другой стране. Выросло поколение, никогда не носившее октябрятских звездочек, не учившее наизусть клятву юного пионера и не имеющие представление не только о том, сколько орденов было у комсомольской организации, но вообще не слышавшее о кузнице кадров для боевого авангарда советского народа.
Первые риэлторы – пионеры рынка недвижимости, не носили желтых пиджаков, не учили как Отче Наш «Искусство продавать», не имели представления о том, сколько частей у гражданского кодекса Российской Федерации, из-за его полного отсутствия в начале лихих 90-х. Это были вынужденные переселенцы из КБ и НИИ, учебных и лечебных учреждений, откуда искать средства к существованию погнала их нужда. Но не только нужда объединяла этих людей. Единое прошлое с накрепко вбитым с детства постулатом «человек человеку друг, товарищ и брат» в обществе, где не чего было делить, наложило отпечаток на стиль и методы работы большинства новоиспеченных агентов. И этот нравственный стержень лишь укреплялся в коллективе
единомышленников, в среде вчерашних инженеров, врачей, учителей – выпускников советских школ и институтов. Наличие высшего образования было в ту пору одним из основных условий приема на работу в риэлторские компании.
Но время шло. Вчерашняя нужда стиралась в памяти, и дрогнул сначала один из первой когорты, потом другой, третий …. Обманул обратившегося за помощью, подтолкнул слабого, подставил товарища, забыв про одну на двоих порцию пельменей в студенческой столовой. Ради денег. И уже не на новые ботинки, (как с первой комиссии от сделки), а на престижную мобилу, на тачку последней модели, на домик в Жаворонках с коровой и кабанчиком. Так появились «успешные».
И пошло, поехало. Прослышав о баснословных заработках, в профессию хлынули люди, не отягощенные моральными принципами, ставящие деньги в основу всех человеческих отношений, и, зачастую, заменяющие отношения кругленькой суммой. Это были уже не вынужденные пионеры. Это были колонизаторы, пришедшие вырабатывать золотую жилу максимально быстро, абсолютно не заморачиваясь какими-либо писаными и неписаными правилами.
В результате в начале века на рынке недвижимости сложилась парадоксальная ситуация, в которой призванный отстаивать интересы своих клиентов риэлтор, в глазах обывателя сам превратился в жулика и пройдоху, думающего исключительно о своем кармане. Из защитника, цементирующего и вытаскивающего любую сделку – в слабое звено, во всеми правдами и неправдами пытающегося вытащить из каждой сделки максимум прибыли для себя лично.
Из профессионального посредника, приводящего интересы сторон к общему знаменателю, компромиссному решению сложнейших вопросов - в циничного барыгу, во всеуслышание выкрикивающего лозунг: «наша миссия – комиссия».
Можно ли ещё исправить положение, сломать сложившийся в обществе стереотип? Можно, но сложно. Для начала потребуется, как минимум, сменить критерий оценки «успешности», выражающийся сегодня исключительно количеством собственных квадратных метров, лошадиных сил под капотом, каратов в часах т.д. Качеством жизни, как принято теперь говорить. В тех реалиях, в которых живет сегодня страна и, прежде всего столица, сделать сие не представляется возможным. Речь может идти лишь о консолидации профессионалов, сумевших, не смотря на все соблазны, сохранить в душе понятие о справедливости, чести и достоинстве, т.е. о тех самых качествах, в отсутствии которых все чаще слышатся упреки в наш адрес.
И не суть, в агентстве ли работают хранители или частным образом, какого они пола, возраста и образования. Главное, что людей с нравственными принципами в наших рядах вполне достаточно, чтобы попытаться выправить ситуацию, создать в проф-сообществе атмосферу нетерпимости к «коллегам» проповедующим ложь и обман во благо и оправдывающим собственную моральную ущербность несовершенством окружающего мира.
Кто-то обязательно спросит: а зачем ломать стереотипы и менять критерии? Ведь народ наш многотерпеливый вздыхает, морщится, но все равно несет и несет свои кровные мироедам - риэлторам, дабы те помогли решить жилищные проблемы, коих год от года меньше не становится.
Но мы на это ничего не ответим. Влюбленный в свою профессию Специалист подобных вопросов не задаст, а барыга-колонизатор наш ответ все равно не поймет.
«Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».