С вами наверняка случалось подобное: заходишь в тот или иной магазин с брендовой вывеской, а в чеке совсем другое название... Да, это один из минусов так называемого
франчайзингового бизнеса, который сейчас распространяется со скоростью света в нашей стране. Так что же это за бизнес, и с чем его, как говорится, едят? И кому это интересно?
В законодательстве нашей страны, к сожалению, нет закона о франчайзинге. Чаще всего используется ГК РФ Статья 1029
«Коммерческая субконцессия», определяющая отношения между двумя компаниями, одна из которых в своей деятельности использует некий продукт, созданный и оформленный в собственность другой компанией. В каждой сфере по-разному: кто-то запатентовал быстрое приготовление гамбургера, а кто-то решил открыть автосервис площадью всего в два помещения для мойки машин. Словом, настоящий франчайзинг ― это работа под брендом чужой (франчайзера) компании.
Думаю, я не открою Америку, если скажу, что для одних кризис не начинался, а для других ― еще не кончился. Но как бы там ни было, многие раздумывают о том, куда вложить деньги и открыть собственное дело. Мой к вам вопрос: не лучше ли клонировать то, что уже работает, чем придумывать что-то новое или искать товар для перепродажи (несмотря на то что наш рынок развивающийся, и посредничество у нас, наверное, никогда не умрет)? Тем более, что тут к нам на помощь всегда готовы прийти франчайзинговые компании. Представленные в них бренды различаются как по стоимости вхождения в бизнес (сумма вложений), так и по сферам предоставляемых услуг. Самый узнаваемый, скорее всего, это бренд Deloshop ― уж очень много раз он светился в прессе своими анализами и графиками (к примеру, статья в журнале «Секрет фирмы», № 4 (296), 2010 г.). Но в российской среде «созрели» для открытия своих франшиз не только мировые бренды, но и наши компании. Особенно в регионах.
Географическое распределение франчайзеров, сами понимаете, в большинстве случаев идет от столицы ― около 70 процентов всех представителей на российском рынке сосредоточены в непосредственной близости к Москве. Следовательно, развиваться возле «штаб-квартиры» интереснее, чем в тысячах километров от нее. Да и информация о том, где и как можно купить франшизу, не всегда быстро и корректно передается через такие расстояния.
С одной стороны, такой информационный голод является плюсом для тех российских компаний, которые только-только начинают развиваться в регионах, и тех, кто пытается пробиться на рынок двух столиц, где плотность потребления значительно больше, чем в других географических зонах. Тут надо быть крайне внимательным, ибо начинается что-то страшное. Наш до безумства умный человек всегда имеет желание кого-то «нагреть» и на этом заработать. Уже сейчас начинают рождаться и плодиться различные франчайзинговые компании, которые обманывают людей, просто продавая им диск с никому не нужной информацией. Немаловажна здесь и такая особенность нашего менталитета, как желание рассказать о своей покупке (к примеру, автомобиля) после того, как он уже стоит возле дома. В особенности часто такое встречается в сфере услуг. Поэтому, дорогие друзья, проверяйте компании, даже если у них есть иностранные буквы в названии. Это сделать несложно! Нужно всего лишь обратиться к тем, кто уже работает с данной организацией. Уж они-то, поверьте, расскажут всю правду о тех, кому платят роялти (периодические выплаты, причитающиеся держателю авторских прав).
В нашей стране работают по системе франчазинга около 800 сетей, объединяющих 38 тысяч точек. С каждым днем к нам приходят различные крупные мировые бренды, которые ранее мы видели лишь по телевизору или во время путешествий за границу, и число франчайзи растет. Это подтверждается тем, что на прошлогодней мартовской выставке Franchise Expo Paris в Париже, на которой собираются инвесторы и франчайзеры уже около четверти века, было отмечено заметное увеличение количества российских и украинских инвесторов.
К нашему великому счастью, в этом году 21―23 сентября у нас в стране пройдет похожее событие ― «VIII Международная выставка по франчайзингу и другим бизнес-возможностям BUYBRAND 2010» (г Москва, ЦВК «Экспоцентр» на Красной Пресне. Там будут представлены наши российские компании, решившие захватить рынок, не давая работать своим конкурентам, за счет известности собственных марок. Жду, обязуюсь присутствовать, до встречи.
С ув. Артём